Приземление чрезвычайно важный элемент в спортивной гимнастике, который отражается на спортивном результате, а его правильное выполнение помогает избежать получения травмы. Многие авторы проводили анализ этого вопроса. В данной статье приводится обзор предыдущих исследований, который поможет тренерам улучшить технику приземления.
Приземление – финальная часть гимнастического упражнения, которое обычно разделяется на три фазы: отталкивание, полет и приземление. Приземление чрезвычайно важный элемент в спортивной гимнастике, который отражается на спортивном результате, а его правильное выполнение помогает избежать получения травмы. Успешное приземление зависит от подготовленности гимнаста и его способности контролировать свои действия. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют об особой важности этого элемента (McNitt Gray, Requejo, Costa, and Mathiyakom, 2001; Prassas and Gianikellis, 2002). Во время Олимпийских игр 1996 года в Атланте McNitt Gray et. al. (1998) исследовали приземление после выполнения упражнений на параллельных и разновысоких брусьях. При этом отмечено, что только в одном случае спортсмену удалось избежать ошибок.
На Чемпионате Европы 2004 года из всех сальто, выполненных в вольных упражнениях, только 30% были выполнены без ошибок (Marinšek, 2009).
Приземление в гимнастике осуществляется сначала на внешнюю часть стопы, а затем на всю стопу (25 мсек - 32 мсек). Пятка касается поверхности позже на 27-52 мсек, чем передняя часть стопы (Janshen, 1998). Угол в голеностопном суставе изменяется (25° - 30°) меньше, чем в коленном (79° до 89°). В зависимости от изменения угла в коленном суставе приземление оценивается как «жесткое» или «мягкое». При приземлении с углом менее 63° осуществляется «жесткое» приземление, при угле большем 63°- «мягкое» (Devita and Skelly, 1992).
Импульс силы – это результат взаимодействия времени и силы, что можно видеть на рисунке 1. Импульс силы зависит от веса спортсмена и вертикальной скорости приземления. Гимнаст перед приземлением меняет амплитуду движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Поскольку высота, с которой приземляется спортсмен, бывает различной, требуется высокая скорость реакции различных мышечных групп (Devita and Skelly, 1992; Arampatzis, Brügemann and Klapsing, 2002; Arampatzis, Morey Klapsing and Brügemann, 2003).
Рисунок 1. Временные и силовые характеристики приземления
При «жестком» приземлении наибольшая нагрузка приходится на коленный сустав, а при «мягком» на тазобедренный (Zhang, Bates and Dufek,2000). Спортсмены высокого класса используют различные способы приземления (McNitt Gray, 1993).
Двигательные действия менее квалифицированных гимнастов характеризуются более широким диапазоном движений в коленном и тазобедренном суставах по сравнению со спортсменами высокого класса. Высококвалифицированные спортсмены более активно выполняют предварительное (перед непосредственным касанием опоры) напряжение мышц (Metral and Cassar, 1981; Devita and Skelly, 1992; McNitt Gray, 1993; Janshen, 1998, 2000). Такая «предварительная активация» соответствующих мышечных групп позволяет снижать нагрузку на стопы во время приземления (Nigg and Herzog, 1998). В результате этого стабильность положения стоп становится более высокой (Janshen and Brüggemann, 2001).
Приземление новичков может завершаться падением вследствие неправильного распределения мышечных усилий направленных на уменьшение вертикальной скорости (Sabick, Goetz, Pfeiffer, Debeliso and Shea, 2006).
Усилия, развиваемые при отталкивании и приземлении спортсменов, очень высоки, они превышают вес тела гимнаста в 3.9 - 14.4 раз (Panzer, 1987; McNitt Gray, 1993). Например, величины силовых показателей при отталкивании во время выполнения двойного сальто назад превышают вес спортсмена в 8.8 -14.4 раз. В то время как при выполнении одиночного сальто только в 6.7 раз (Karacsony & Cuk, 2005).
При приземлении формируются два пика вертикальной реакции силы. Первый пик определяет касание передней части стопы, а второй всей подошвы. Позиция стоп является важной составляющей при приземлении (Cortes et al., 2006; Kovacs et al., 1999).
При приземлении на пятки возникает значительная нагрузка на коленный сустав и позвоночник – все это может вызывать травмы (Chappell, Creighton, Giuliani, Yu and Garrett, 2007; Sell et al., 2007; Withrow, Huston, Wojtys, and Ashton Miller, 2006; Blackburn and Padua, 2008), а также в короткий временной интервал возникают значительные усилия (рисунок 2). Во время приземления на переднюю часть стопы значительная нагрузка приходится на ахилловы сухожилия (Self and Paine, 2001). Сильное напряжение мышц голени снижает нагрузку на стопы (Nigg and Herzog, 1998). Результаты исследований Cadaver (Self and Paine, 2001) показывают, что спортсмены должны стараться использовать технику выполнения упражнения с «первоначальным приземлением» на переднюю часть стопы.
Многочисленные исследования (Tant, Wilkerson and Browder, 1989; McNair and Prapavessis, 1999; Prapavessis and McNair, 1999; Onate, Guskiewicz and Sullivan, 2001; Zivcic Markovic and Omrcen, 2009) указывают на эффективность использования техники рационального приземления с целью предотвращения травматизма. Такое обучение должно постоянно сопутствовать развитию силы ног особенно с помощью изометрических упражнений (Janshen, 1998).
В процессе выполнения гимнастических упражнениях при полете с вращением, приземление является очень сложным элементом. При этом значительная нагрузка ложится на позвоночник спортсмена (Yeadon, 1999). В связи с этим во время тренировок в подготовительном периоде необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию осанки гимнаста.
Рисунок 2. Два типа приземления
Величина действующих сил во время приземления во многом зависит от техники его выполнения (Panzer, 1987; McNitt Gray, Munkasy, Welch and Heino, 1994; Karacsony and Čuk, 2005; Marinšek and Čuk, 2007; Marinšek, 2009). Гимнасты начинают готовиться к приземлению еще во время полета. Спортсмены должны обеспечить стабильность своих движений во время соприкосновения с поверхностью. С этой целью они должны выполнить определенные двигательные действия в различных сегментах тела. Эффективность выполнения всего упражнения в целом во многом зависит от выполнения определенных элементов техники во время полета (Marinšek and Čuk, 2007, Requejo, McNitt Grey & Flashner, 2002; Requejo, McNitt Grey & Flashner, 2004). Наименьшее количество ошибок было зафиксировано в случаях, когда перед приземлением спортсмены поднимали руки вверх (Marinšek & Čuk, 2008). Движения рук во время приземления позволяют изменить момент инерции (Prassas and Gianikellis, 2002). Отталкивание, действия в полете и приземлении программируются независимо друг от друга (McKinley in Pedotti, 1992).
Задачей отталкивания является «производство» как можно большего количества энергии, с другой стороны при приземлении необходимо резко уменьшить величину накопленной энергии. Поэтому очень важно с самого начала обучения понимать суть выполняемых технических элементов.
При приземлении должен включаться в работу особый механизм предварительного напряжения соответствующих мышечных групп (Dyhre-Poulsen, Simonsen and Voigt, 1991). Программа действий при приземлении всегда готовиться заранее (Dyhre Poulsen, Simonsen and Voigt, 1991). Подготовка начинается за 150-170 мсек до первоначального контакта (Duncan and McDonagh,2000). Модель двигательной программы всегда стабильна. Изменения мышечной активности происходят только при изменении высоты полета (Dyhre- Рulsen, Simonsen and Voigt, 1991). Как только высота снижается, напряжение мышечных групп возрастает (Arampatzis, Morey Klapsing and Brügemann, 2003).
При приземлении важен факт повышения чувствительности α нейронов, с тем, чтобы гимнаст получал больше внешней и внутренней информации (Munaretti, J., McNitt Gray and Flashner, 2006). Наибольшее значение при приземлении играет зрительный контроль, который помогает спортсмену принимать правильное положение отдельных частей тела (Liebermann and Goodman, 1991, Lee, Young and Rewt, 1992). Например, при выполнении сальто назад зрительный контроль обеспечивает стабильное приземление (Luis and Tremblay, 2008). Однако при отсутствии зрительного контроля значительно снижает стабильность действий при приземлении (Davlin, Sands and Shultz, 2001a). Гимнасты выполняют более стабильное приземление, когда осуществляется зрительный контроль или в начале или во второй части выполнения сальто (Davlin, Sands and Shultz, 2001b). При выполнении более сложных элементов, например, двойном сальто назад, спортсмены, если визуальный контроль возможен, более активно используют его лишь в финальной части упражнения (Hondzinski and Darling, 2001). Таким образом, спортсмены должны стараться усилить зрительный контроль в основном в заключительной части полета.
При рассмотрении характеристик приземления необходимо особое внимание уделить характеристикам поверхности. Вибрация поверхности зависит от величины и направления сил в момент приземления и ее жесткости. Более жесткая поверхность вибрирует с большей амплитудой (рисунок 3).
Рисунок 3. Амплитуда и частота колебаний различных видов поверхностей
Задачей приземления является уменьшение вибрации поверхности. Поверхность деформируется в результате приложения сил подающего тела. Для уменьшения вибрации необходимо предпринять соответствующие действия.
Различные характеристики покрытия определяют особенности приземления. Если гимнаст приземляется на мат, то пик вертикальной силы ниже и время приземления более длительно. При этом ноги в коленных и тазобедренных суставах согнуты в большей степени, чем при приземлении на более жесткую поверхность (McNitt Gray, Takashi and Millward, 1994).
Одним из факторов, влияющих на приземление является конструкция мата. Мягкий мат в большей степени «поглощает» энергию, но снижает стабильность положения стоп (Arampatzis, Brüggemann and Klapsing, 2002).
Приземление в гимнастике является очень важным элементом при оценке выполнения всего упражнения в целом. Кроме того, изучение особенностей выполнения приземления в различных ситуациях способствует разработке программ, обеспечивающих безопасность спортсменов, поскольку именно при приземлении многие спортсмены получают травмы. В связи с этим специальная тренировка, направленная на повышение эффективности приземления должна проводиться тщательно и постоянно. Во время тренировок необходимо использовать различные поверхности, для того чтобы спортсмены могли успешно корректировать свои действия в различных условиях, возникающих в процессе соревнований.