Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России (Индия)

07 апреля 2023

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем спортивной подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Индии по материалам анализа зарубежных литературных источников.

Индия страна с опытом проведения крупных международных спортивных соревнований, таких как Игры Содружества, Азиатские игры, Чемпионаты мира по хоккею на траве и крикету. Данные мероприятия привлекают серьезное внимание мировой общественности. Однако, как отмечается исследователями, за исключением нескольких популярных видов спорта, таких как крикет, стрельба, бадминтон, вольная борьба, успехи национальных атлетов в иных дисциплинах продолжают оставаться скромными.

Текущая модель государственного управления спортом в Индии представляет собой систему, в состав которой входят две взаимосвязанные, но при этом автономные подсистемы: государственная и негосударственная. Негосударственная подсистема состоит из организационно независимых органов, признаваемых Олимпийской хартией и возглавляемых Олимпийским комитетом Индии (далее ОКИ). ОКИ в свою очередь подотчетны олимпийские комитеты штатов и национальные спортивные федерации. Автономность негосударственной подсистемы обусловлена положениями Олимпийской хартии, которая запрещает государствам вмешиваться в деятельность спортивных федераций. Государственная подсистема органов управления возглавляется Министерством по делам молодежи и спорта (в составе министерства выделяется два департамента: департамент по делам молодежи и департамент спорта. Ступенью ниже располагается образованное Министерством Управление спорта Индии (далее — УСИ), целью которого является развитие спорта в Индии, и в чьем ведении находятся национальные тренировочные центры и спортивные высшие учебные заведения. Основная роль государственной подсистемы состоит в предоставлении финансовой поддержки и обеспечении наличия надлежащей спортивной инфраструктуры. Негосударственная подсистема выполняет представительские функции на международной арене, является организатором национальных спортивных мероприятий и занимается продвижением спорта в стране. В Индии существуют также федерации по неолимпийским видам спорта, к примеру, Совет по контролю за крикетом в Индии. Подобного рода федерации напрямую связаны с соответствующими международными федерациями.

Все органы управления спортом являются обществами и являются получателями государственной поддержки, реализуемой в различных формах: от прямой финансовой поддержки (в случае национальных спортивных федераций) до налоговых льгот (в случае Совета по контролю за крикетом в Индии). Основным условием для получения государственной поддержки является допуск назначенного правительством наблюдателя к осуществлению надзора за внутренними процессами деятельности обществ, такими как, к примеру: распределение средств, отбор в сборные команды и другие. Отмечается, что большинство федераций возглавляется отставными политиками и иными государственными служащими, которые используют свое политическое влияние для решения различных вопросов деятельности обществ.

Вопросы развития спорта на всех уровнях вплоть до уровня штатов, входят в компетенцию правительств штатов вплоть до государственного уровня; на национальном и международном уровнях (включая выполнение обязательств по международным договорам) он входит в сферу и компетенцию федерального правительства.

В недавнем прошлом правительство предприняло различные шаги для дальнейшего развития сферы управления национальными спортивными федерациями и спортом в стране в целом. Подобными инициативами являются: принятие Антидопингового кодекса; введение принципа ежегодного признания национальных федераций для обеспечения прозрачности их деятельности и подотчетности; установление правил, касающихся возрастных ограничений и предельного срока пребывания на посту должностных лиц национальных спортивных федераций (в том числе Олимпийского комитета Индии); распространение на национальные спортивные федерации положений Закона о праве на информацию (Right to Information Act); принятие мер, направленных на обеспечение свободных, справедливых и прозрачных выборов внутри национальных спортивных федераций; принятие мер, целью которых является борьба с мошенничеством в контексте возраста в спорте.

Принципами управления спортом определёнными действующим Национальным кодексом развития спорта Индии выступают следующие: четкое разграничение компетенции и объемов полномочий федерального правительства, национальных спортивных федераций, УСИ; Группирование спортивны дисциплин на «приоритетные», «общие», «иные» в контексте определения объемов предоставляемой государственной поддержки; подготовка и издание четырехлетних программ долгосрочного развития (Long Term Development Plans); заключение трехсторонних соглашений, имеющих обязательную юридическую силу, между национальными спортивными федерациями, Министерством по делам молодежи и спорта и УСИ; фокус на профессионализме и улучшении процессов администрирования и финансового менеджмента национальных спортивных федераций; развитие систем рассмотрения жалоб игроков; назначение дипломированных бухгалтеров для обеспечения надлежащего и прозрачного ведения счетов; признание роли спортивных промоутеров, особенно в контексте организации мероприятий.

Индийские команды должны получать политическое и дипломатическое разрешение перед участием в международных турнирах и форумах. Указывается, что ни одно правительство штата не обладает компетенцией или юрисдикцией для дачи такого разрешения, то есть оно является исключительной прерогативой федерального правительства.

Зоны ответственности Министерства по делам молодежи и спорта, национальных спортивных федераций и УСИ распределяются следующим образом:

  1. Министерство по делам молодежи и спорта: определение условий признания национальных спортивных федераций; определение объемов и содержания поддержки национальных спортивных федераций; определений условий, при выполнении которых национальные спортивные федерации получают право на государственную поддержку; предоставление национальным спортивные федерациям поддержки, согласованной в программах долгосрочного развития;
  2. Национальные спортивные федерации. Несут полную ответственность и подотчетны за общее управление, выбор направлений своей деятельности, контроль, регулирование, продвижение, развитие и спонсорство конкретной спортивной дисциплины;
  3. УСИ. Оказывает необходимую поддержку национальным спортивным федерациям для эффективной селекции, обучения и тренировки спортсменов, включая предоставление инфраструктуры, оборудования или других видов помощи, которые могут быть согласованы в рамках программ долгосрочного развития. Также УСИ несет ответственность за выделение средств национальным спортивным федерациям для реализации предложений и инициатив, одобренным федеральным правительством.

Планы долгосрочного развития должны охватывать вопросы:

  • развития атлета; Предлагается включать в данный пункт следующие подпрограммы: 1) программу выявления талантов для определения потенциала спортсмена; 2) специальную программу обучения для команд талантливых спортсменов, вспомогательного персонала (например, тренеров и спортивных ученых), направленную на повышение эффективности спортсмена; 3) разработки и ведения базы данных спортсменов, специализации, обязательств спортсменов; 4) финансовой поддержки спортсменов; 5) международного участия; 6) механизма рассмотрения жалоб (по работе с заявлениями спортсменов).
  • тренерской базы; Управление тренерской сферой должно включать в себя планирование встреч для разработки, анализа и пересмотра специально созданных программ развития тренеров. Также оно охватывает разработку руководств и ресурсов для обучения тренеров, программ для конкретных целевых групп, к примеру, инвалидов, непрофессиональных учителей в школах, родителей и иных тренерских кадров.
  • судейства; Включает подготовку технических стандартов, стандартов по безопасности, схем аккредитации спортивных судей, издание сборников правил по конкретному виду спорта.
  • участия и вовлечения; Должны быть определены цели и задачи, посредством достижения и решения которых будет увеличиваться количество членов спортивных организаций разных возрастов и социальных групп. В частности, предлагается сосредоточить внимание на следующих целевых группах: детей и подростков 12-16 лет; подростков старше 17 (юниоры); школьниках; студентах; жителях племенных районов, сельских районов, северо-западных регионов.
  • развития клубов; Необходимо устанавливать цели для развития спортивных клубов особенно в тех областях, где спорт популярен. Необходимо поощрять дальнейшие усилия органов управления штатов, направленные на проведение клубных турниров.
  • расписания национальных турниров; Заблаговременное составление расписания внутренних турниров помогает спортсменам и их тренерам спланировать свою тренировочную программу. Это также помогает государственным органам в планировании на уровне штата и округа. Даты и места проведения турниров должны быть доступны всем желающим 1 апреля каждого года в печатном виде. Не должно быть никаких изменений в датах или местах уже утвержденных графиков. Необходимо заранее определить организаторов на каждом уровне, а также оценить затраты, связанные с проведением мероприятия.
  • участия в международных мероприятиях; Для каждого элитного спортсмена или команды в начале года необходимо определить крупный международный турнир, в котором он (она) или команда участвует в течение года. Цели участия в мероприятиях могут коррелировать с текущим уровнем подготовки индивидуального атлета или команды. Перед крупным соревнованием могут также проводиться более мелкие мероприятия, которые могут помочь спортсмену или команде получить опыт участия в соревнованиях. Однако при выборе такого международного турнира необходимо особым образом учитывать уровень конкуренции, чтобы участие в таком мероприятии принесло пользу спортсмену/спортсменам. Мероприятия могут быть любыми: от крупных международных соревнований до товарищеских («выставочных») матчей. Заблаговременное планирование международных турниров помогает эффективно составлять график тренировок (с учетом последних достижений спортивной науки), а также организации крупных международных мероприятий.
  • проведения крупных мероприятий; Процессы организации крупных мероприятий должны планироваться с учетом конкурентоспособности национальных атлетов на таких крупных мероприятиях, цели их участия должны быть четко сформулированы. Такие цели могут включать: получение атлетами опыта; финансовая выгода от организации; популяризация игры (вида спорта). Не менее важно обеспечить надлежащее и профессиональное управление этими мероприятиями, чтобы Индия приобретала заслуживающий доверия имидж за рубежом (образ хорошего и надежного места для проведения подобных турниров).
  • профессионального менеджмента; Одной из острых проблем, с которыми сталкиваются многие национальные федерации, является отсутствие кадрового состава профессиональных навыков для планирования и реализации детальных программ долгосрочного развития спорта. Большинство спортивных чиновников во всем мире занимают почетные должности, и им трудно управлять деятельностью крупных федераций, не прибегая к профессиональным навыкам со стороны. Отмечается, что назначение профессионалов в таком контексте никоим образом не умаляет статуса или ответственности руководителей федерации. При планировании в этой области следует учитывать такие вопросы, как назначение сотрудников для управления административными и финансовыми функциями. Также должны разрабатываться программы профессионального развития; программы, повышающие эффективность административных процедур, процедур проведения собраний и консультаций, процедур работы комитетов.
  • финансового менеджмента; Финансовый менеджмент должен включать подготовку бюджета, установление процедур бухгалтерского учета и аудита, цели спонсорства и цель получения доходов. Также могут охватываться процессы создания улучшенных методов планирования, создания комитетов по планированию и подкомитетов для рассмотрения планов развития.
  • маркетинга и продвижения; Федеральное правительство признает коммерческий потенциал организованных видов спорта, особенно на высшем уровне, поэтому оно стимулирует федерации в полной мере использовать этот потенциал. Правительство отмечает готовность одобрять проекты, которые в основном являются коммерческими и самофинансируемыми. В этом контексте первоочередное внимание уделяется организации и проведению международных турниров, признанных соответствующими азиатскими и международными федерациями. Меры для продвижения определенного вида спорта могут включать в себя: разработку пакетов членства; публикации; медиа-стратегии; программы по оказанию услуг целевым группам, таким как юниоры, спортсмены-женщины, тренеры и т.п.
  • спортивной науки; Посредством научных разработок в области биомеханики, физиологии, психологии, физиотерапии и т.д. должна осуществляться эффективная поддержка спортсменов для достижения ими своих целей.

Структура долгосрочного плана должна включать следующие пункты: Положения, касающиеся конкретных и измеримых целей по каждому из вышеупомянутых аспектов; Положения, касающиеся вопросов долгосрочной перспективы конкретного вида спорта; Детализированный календарный план на каждый год; Прогноз доходов и расходов; Подробные предложения по внедрению профессиональных управленческих практик.

Список используемой литературы:

1. Justice Mukul Mudgal (Retd.), 2010, «Law and Sports in India: Developmental Issues and Challenges»;
2. National Sports Development Code of India 2011. The Ministry of Youth Affairs & Sports. URL: https://yas.nic.in/sports/national-sports-development-code-india-2011