Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России на ОИ (США)

30 ноября 2021

В преддверии Олимпийских зимних игр-2022 в Китае, продолжаем знакомить Вас с особенностями систем олимпийской подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко проанализируем подготовку спортсменов высокого класса в США (полный текст данного обзора Вы можете найти в издании «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм» под редакцией С.Н. Бубки, В.Н. Платонова, на страницах 60-78).

В силу исторически сложившихся и законодательных обстоятельств Любительского спортивного закона США, - всё управление спортом высших достижений и олимпийской подготовкой в этой стране было делегировано Олимпийскому комитету США (USOC), который был призван координировать деятельность национальных спортивных федераций. И лишь в последние годы в США начала действовать достаточно строгая система олимпийской подготовки, основанная на скоординированной деятельности Совета при Президенте по фитнесу и спорту, USOC и национальных федераций по видам спорта и ряда других организаций.

Во многих видах спорта вся система многоступенчатого отбора и подготовки спортсменов подчинена главной цели – подготовке команды для выступления на Олимпийских играх. Это можно наглядно проиллюстрировать на материале спортивного плавания – вида спорта, который на протяжении многих лет приносит сборной команде США наибольшее количество медалей (рис. 6.1).

Как видим, вся система отбора нацелена на комплектование сборной команды страны для участия в главных соревнованиях – Играх Олимпиад. Естественно, что такой подход предполагает и планомерную многолетнюю подготовку перспективных спортсменов. Он стал принципиально новым для американского спорта, в котором в прежние годы подготовка была ориентирована на достижение высоких результатов в национальных соревнованиях различных возрастных групп, не предполагала централизованного управления организацией и методичной подготовки.

Расходы в 2015 году, выделяемые USOC в виде грантов на олимпийскую подготовку спортсменов составили 76,4 млн дол. США. Из этой суммы:

  • спортивные организации, в том числе 39 национальных спортивных федераций, получили 51,4 млн. дол.
  • на персональную поддержку (более 1700 спортсменов) было выделено 25 млн дол. США в виде прямых грантов на обеспечение спортивной подготовки (13,4 млн), медицинских пособий (8,1 млн), премиальных за спортивные награды (2,1 млн) и оплаты образования (1,4 млн).

Также было выделено на развитие тренировочных центров 29,9 млн, спортивную медицину – 6,2 млн, участие спортсменов в международных соревнованиях – 6,7 млн, проведение допинг-контроля – 4,6 млн, спортивную науку – 1,3 млн дол. США.

Однако основное бремя финансирования олимпийской подготовки ложится на национальные спортивные федерации, спортивные клубы, университеты, и поддерживающих их спонсоров и благотворительные организации.

Под опекой олимпийского комитета (USOC) находятся три комплексных центра олимпийской подготовки (Колорадо-Спрингс, Чула-Виста, Лейк-Плэсид) и 17 олимпийских тренировочных баз, расположенных в 15 штатах по всей стране. Инвестированные в эти комплексы десятки миллионов долларов обеспечивают спортсменам все необходимые условия для подготовки. USOC дифференцировано поддерживает все 39 национальных спортивных федераций с учетом количества разыгрываемых медалей и достижений сборных команд страны на олимпийских играх в соревнованиях по видам спорта, которые они курируют. Стратегия поддержки спортивных федераций предусматривает разделение их на три категории. В первую, основную, группу входят федерации по тем видам спорта, в которых американские спортсмены выигрывают наибольшее количество олимпийских медалей. Национальные федерации этой группы имеют приоритетное финансирование подготовки своих сборных команд. Вторая группа объединяет федерации, в которых имеется возможность получить награды на предстоящих ОИ. К третьей группе отнесены федерации, которым предоставляется материальная помощь преимущественно для их организационного развития, маркетинга и управления, без целенаправленной поддержки процесса подготовки сборных команд по видам спорта, за который отвечает организация. Такой подход к разделению на группы и дифференцированному финансированию аргументируется тем, что USOC не является государственной организацией и имеет ограниченные возможности по предоставлению в полном объеме запрашиваемых финансов от всех видов спорта.

В основе успехов команды США на зимних Олимпийских играх последних лет лежит стратегия, ориентированная на подготовку спортсменов в большинстве видов олимпийской программы, с акцентом на медалеёмкие виды, недавно появившиеся в программе Игр, - фристайл, сноубординг, шорт-трек. В итоге американцы завоевали награды в большом количестве видов спорта, включая скоростной бег на коньках, горнолыжный спорт, бобслей, лыжное двоеборье.

В США создана своеобразная система подготовки спортсменов высокого класса, значительно отличающаяся от известной многим. Подготовка перспективных спортсменов реализуется путем использования возможностей нескольких направлений:

  1. Мощные профессиональные лиги по баскетболу, хоккею с шайбой на льду, бейсболу. В этих лигах создана многоступенчатая подготовка игроков, согласно которой каждая команда, представленная в высших дивизионах, имеет дочерние команды, укомплектованные игроками разных возрастов и квалификации. Такая система обеспечивает эффективное обновление составов команд вышележащих уровней молодыми перспективными игрокам, а также активную деятельность клуба на трансферном рынке;
  2. Деятельность школьной системы физического воспитания и массового школьного спорта. В США, в отличие от многих других стран, физическое воспитание носит четко выраженную спортивную направленность с наличием широкой сети школьных соревнований. Национальная федерация школьных ассоциаций (NFHS), которая курирует всеамериканские соревнования школьников, объединяет свыше 18 тыс. учебных заведений. Каждое учебное заведение имеет спортивные комплексы, включающие крытые и открытые спортивные сооружения для занятий многими видами спорта. Школьные спортивные состязания являются широкомасштабной ареной поиска одаренных детей для селекционеров, приглашающих талантливую молодёжь в профессиональные лиги или в команды университетов на льготных условиях поступления и возможного дальнейшего льготного обучения;
  3. Деятельность общественных парков и рекреационных зон, которые, наряду со школьным спортом, стоят в основании американской пирамиды спорта. Деятельность этих парков не связана со спортом высших достижений, а направлена на привлечение широких слоев населения к двигательной активности и массовому спорту;
  4. Углубленное совершенствование в университетских командах. В Национальную атлетическую ассоциацию колледжей (NCAA) входят свыше 1200 университетов и колледжей, которые организуют занятия спортом и проведение соревнований среди более 460 тыс. учащихся. В распоряжение спортсменов, готовящихся в спортивных клубах американских университетов, предоставляются спортивные сооружения, услуги квалифицированных тренеров и других специалистов. Американские университеты приглашают к себе на учебу не только сильнейших спортсменов – выпускников школ, но и многих перспективных молодых атлетов из-за рубежа. Так, в спортивном центре Северного Мичиганского университета, являющегося одним из мест подготовки национальных команд США, с 1985 г. обучалось более 25 тыс. спортсменов из более 40 стран, которые завоевали свыше 70 олимпийских наград.

Действенной формой развития отдельных видов спорта высших достижений в США стали коммерческие фирмы – клубы, организованные предприимчивыми менеджерами и тренерами. Эти фирмы предлагают тренировочные услуги вне школьной программы. Они, как правило, имеют хорошие спортивные сооружения, современное оборудование и инвентарь, квалифицированных тренеров и других специалистов. Наиболее широко такими организациями охвачены теннис, спортивная гимнастика, волейбол, фигурное катание на коньках. Родители охотно оплачивают подготовку детей в этих клубах, так как многие их воспитанники добились высоких результатов в спорте, получили льготы при обучении в престижных университетах.

Отсутствие системы государственного управления спортом высших достижений в США привело к исключительному разнообразию организационных форм развития различных его видов, обусловленных традициями, популярностью, материальными и финансовыми возможностями спортивных организаций. Достижение высокого конечного результата в решающей мере определяется мастерством и организаторскими способностями тренеров. В США тренер является центральной фигурой в системе спортивной подготовки, в отличие от стран с жесткой системой государственного управления спортом и наличием эффективных систем научно-методического обеспечения. Поэтому в США, тренеры – творческие и самобытные личности, склонные к самостоятельным научным исследованиям, имеющие собственный взгляд на различные составляющие спортивной подготовки, спортивную технику.

Во многих видах спорта развернута серьезная работа по повышению квалификации тренерского состава и лицензированию его деятельности. В ее основе лежат значительно возросшие требования к теоретической и методической подготовке тренеров, а также учет их достижений в практической деятельности. Категория, которую получает тренер после оценки эффективности его практической деятельности в деле подготовки спортсменов и уровня знаний в области физиологии, биохимии, биомеханики, теории и методики тренировок и др., определяет его право работы на соответствующем уровне – от тренера возрастных групп до главного тренера клуба или тренера сборной команды страны. В результате этого деятельность значительной части тренерского состава получила необходимую научную и организационную основу, унифицирована с учетом современных технологий и достижений мирового опыта. Следует отметить также, что в последние годы в США активно используется опыт ведущих специалистов мира в различных видах спорта, которые привлечены к подготовке американских спортсменов (фигурное катание и спортивная гимнастика, например).

В 2014 году Олимпийский комитет США (USOC совместно с национальными спортивными федерациями) создал американскую модель развития спортсменов, которая включает в себя пять этапов с рекомендательным характером и ориентирами для занимающихся разными видами спорта:

  • первый этап. Изучение основных понятий, формирование начального представления и овладение двигательными навыками, возможность заниматься одновременно несколькими видами спорта. Возраст: до 12 лет;
  • второй этап. Начало активных занятий спортом и переход к более организованным вариантам подготовки. Развитие и испытание своих возможностей. Возраст: 10-16 лет;
  • третий этап. Спортсмены начинают подготовку и участие в соревнованиях по программе, соответствующей их личным интересам, целям и потребностям в развитии. Происходит увеличение объемов специальной подготовки. Возраст: 13-19 лет;
  • четвертый этап. Этот этап связан с выбором подростков: сосредоточиться на спорте высших достижений и увеличить объем соревновательной деятельности (достижение высоких результатов) или продолжить заниматься спортом для удовольствия и общения (участие и здоровье). Занимающиеся имеют возможность выбрать тот путь, который более всего соответствует их интересам. Возраст: старше 15 лет;
  • пятый этап. Начинается после завершения активной соревновательной деятельности спортсмена и определяется тренерской работой, наставничеством или судейством.

В США отсутствует стратегия развития спортивной науки, в основе которой лежала бы ее комплексность и органичная взаимосвязь с нуждами спорта высших достижений. Отсутствует также и система комплексного научного сопровождения подготовки американских спортсменов к Олимпийским играм. Внедрение современных достижений науки в практику спорта является в США в основном делом тренера. Такое положение сложилось не в последнее время, а стало давней традицией.

(по материалам издания подготовленного по заказу Олимпийского комитета России «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм /[Бубка С.Н., Булатова М.М., Есентаев Т.К. и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова].- М.: Спорт, 2019. – 480 с.)