Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем спортивной подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Бразилии по материалам анализа зарубежных литературных источников.
В фундамент современной государственной системы управления спортом заложены два нормативно-правовых акта: Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 года и Закон №9.615/1998. Бразилия стала тринадцатым государством, которое закрепила в своей конституции положения, касающиеся публичной политики в сфере спорта.
Так, в соответствии с 217 статьей Конституции, государство провозглашает занятия спортом правом каждого человека и возлагает на себя обязанность поощрять практику таких занятий, вне зависимости от их статуса (формальных и неформальных). Также в этой статье Конституции выделяются четыре принципа, которые принимаются в расчет при осуществлении государством его полномочий в сфере спорта, а именно: Автономность спортивных объединений и ассоциаций; Приоритетность финансирования образовательного спорта и спорта высших достижений; Дифференцированный подход к профессиональному и непрофессиональному спорту; Защита и развитие национального спорта. Также важно отметить, что в Бразилии особое внимание уделяется также предоставлению инвалидам возможности полноценно заниматься спортом.
Законодательными органами государственного управления спортом на федеральном уровне являются парламентские комитеты (формальные органы) и фронты (неформальные органы). Парламентские комитеты – образуемые органы, объединяющие представителей Палаты депутатов и Федерального сената. Парламентский фронт – надпартийные неформальные объединения депутатов и сенаторов, осуществляющих «внутреннее лоббирование».
В задачи Комитета по спорту Палаты депутатов входит: забота о национальной системе спорта и её структуре; разработка национальной политики и национального плана физического воспитания и спорта; разработка нормативных актов общего характера в сфере спорта; выдвижение предложений по совершенствованию сферы спорта; участие во всех спортивных мероприятиях в качестве наблюдателей. Комитет состоит из 21 депутат и 21 заместителя. Комитетом публикуются информационные бюллетени, ежегодные отчеты о его деятельности. Комитетом также могут разрабатываться Национальные планы/программы по спорту, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Министерство спорта.
На федеральном уровне основными органами управления спортом выступают Министерство спорта со стороны государства и Олимпийский комитет Бразилии и национальные федерации по олимпийским видам спорта со стороны негосударственных органов.
Министерство спорта отвечает за: построение национальной политики в области спорта, развитие спорта высших достижений, обеспечение социальной интеграции посредством популяризации занятий спортом среди населения, а также проводит работу по обеспечению свободного доступа к объектам спортивной инфраструктуры для повышения качества жизни и развития граждан. В структуре Министерства выделены четыре секретариата: Исполнительный секретариат; Секретариат по спорту, образованию, досугу и социальной интеграции; Секретариат по спорту высших достижений; Секретариат по футболу и правам болельщикам. В свою очередь в Секретариате по спорту высших достижений сформированы три департамента: Департамент по любительскому спорту и спорту высших достижений; Департамент спортивного мастерства и продвижения спортивных мероприятий; Департамент спортивной инфраструктуры.
Задача Олимпийского комитета Бразилии и национальных федераций по олимпийским видам спорта заключается в направлении бразильских атлетов на Олимпийские игры, Панамериканские игры и Южноамериканские игры.
Финансирование спорта в Бразилии осуществляется за счет различных источников: федерального бюджета, лотерей и спонсорства со стороны государственных и частных компаний.
Самым распространенным источником финансирования можно считать лотереи. В соответствии с федеральным законом №10.264 (принят в 2001 году), Олимпийский комитет Бразилии получает 1,7% выручки Национальной лотереи. Часть этих средств направляется на развитие спорта в школах и колледжах, остальное перераспределяется среди федераций по олимпийским видам спорта. Средства для федераций распределяются с учетом достигнутых спортивных результатов. Паралимпийский комитет Бразилии и часть футбольных клубов также получают деньги от лотерей.
Другие источники финансирования спорта закреплены в законах №11.438/2006 (Закон о налоговых льготах спорта) и №10.891/2004 (Программа о стипендиях для спортсменов). Первый закон определяет уменьшение налоговой базы для физических лиц и компаний, которые выделяют средства на реализацию спортивных проектов, в то время как второй устанавливает способы финансовой поддержки спортсменов различных уровней.
В период с 2002 по 2012 гг. отмечался восходящий тренд в объеме инвестиций в спорт высших достижений Бразилии. Возможным объяснением этого называют серьезные денежные вливания со стороны правительства в целях проведения значимых международных спортивных мероприятий: Южноамериканских игр 2002 года, Панамериканских игр 2007 года, Всемирных военных игр 2011 года.
В основном Олимпийский комитет Бразилии и федерации по олимпийским видам спорта используют средства, полученные от лотерей в шести направлениях: стимулирующие программы и проекты; поддержание деятельности организаций; подготовка специалистов; техническое оснащение спортсменов; поддержка атлетов; организация и участие в спортивных мероприятиях. Важно отметить, что большая часть средств направляется на обеспечение участия в соревнованиях и техническое оснащение атлетов, в то время как система подготовки тренеров не получает большого объема средств, равно как и проекты по строительству тренировочных центров (стимулирующий проект).
Основу спортивной системы Бразилии составляют частные спортивные клубы. Большинству населения Бразилии не обеспечивается доступ к занятиям спортом. Только малая доля детей и молодых людей имеет возможность начинать свою карьеру в частных спортивных клубах.
С целью поиска молодых талантов, в ряде федераций предпринимаются самостоятельные попытки к поиску и отбору юных одаренных спортсменов, однако данный процесс не имеет системного характера. Более того, иные виды поддержки спортсменов (к примеру, помощь в получении образования, профессиональном развитии по окончании спортивной карьеры), кроме финансовой, не являются основными. В большинстве случаев приоритет отдается краткосрочным инвестициям в ограниченный круг спортсменов, выступающих на высшем уровне. По отчетам Федеральной Счетной палаты Бразилии развитие спортсменов происходит за счет редких отдельных инициатив, которые не являются частью какой-то единой системы и как следствие не контролируется государством.
Разные уровни подготовки спортсменов в разных регионах определяют приоритетное стремление федераций по видам спорта направлять своих атлетов в зарубежные спортивные клубы для того, чтобы их мастерство росло за счет более серьезной конкуренции и более высокого уровня проведения внутренних национальных соревнований.
Основными нормативно-правовыми актами, касающихся профессиональной подготовки тренеров являются методические указания Национального совета по образованию, а также стандарты, установленные Национальным советом по физическому воспитанию. В основном процесс подготовки специалистов заключается в прохождении Курсов по физическому воспитанию и иных курсов, проводимых спортивными федерациями и Олимпийским комитетом Бразилии. В настоящий момент не существует единых положений и профессиональных стандартов, регулирующих процедуру оценки профессиональных качеств тренеров, объем зарплат, льгот и пенсионного заключения.