Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России (Бразилия)

10 февраля 2023

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем спортивной подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Бразилии по материалам анализа зарубежных литературных источников.

В фундамент современной государственной системы управления спортом заложены два нормативно-правовых акта: Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 года и Закон №9.615/1998. Бразилия стала тринадцатым государством, которое закрепила в своей конституции положения, касающиеся публичной политики в сфере спорта.
Так, в соответствии с 217 статьей Конституции, государство провозглашает занятия спортом правом каждого человека и возлагает на себя обязанность поощрять практику таких занятий, вне зависимости от их статуса (формальных и неформальных). Также в этой статье Конституции выделяются четыре принципа, которые принимаются в расчет при осуществлении государством его полномочий в сфере спорта, а именно: Автономность спортивных объединений и ассоциаций; Приоритетность финансирования образовательного спорта и спорта высших достижений; Дифференцированный подход к профессиональному и непрофессиональному спорту; Защита и развитие национального спорта. Также важно отметить, что в Бразилии особое внимание уделяется также предоставлению инвалидам возможности полноценно заниматься спортом.
Законодательными органами государственного управления спортом на федеральном уровне являются парламентские комитеты (формальные органы) и фронты (неформальные органы). Парламентские комитеты – образуемые органы, объединяющие представителей Палаты депутатов и Федерального сената. Парламентский фронт – надпартийные неформальные объединения депутатов и сенаторов, осуществляющих «внутреннее лоббирование».
В задачи Комитета по спорту Палаты депутатов входит: забота о национальной системе спорта и её структуре; разработка национальной политики и национального плана физического воспитания и спорта; разработка нормативных актов общего характера в сфере спорта; выдвижение предложений по совершенствованию сферы спорта; участие во всех спортивных мероприятиях в качестве наблюдателей. Комитет состоит из 21 депутат и 21 заместителя. Комитетом публикуются информационные бюллетени, ежегодные отчеты о его деятельности. Комитетом также могут разрабатываться Национальные планы/программы по спорту, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Министерство спорта.
На федеральном уровне основными органами управления спортом выступают Министерство спорта со стороны государства и Олимпийский комитет Бразилии и национальные федерации по олимпийским видам спорта со стороны негосударственных органов.
Министерство спорта отвечает за: построение национальной политики в области спорта, развитие спорта высших достижений, обеспечение социальной интеграции посредством популяризации занятий спортом среди населения, а также проводит работу по обеспечению свободного доступа к объектам спортивной инфраструктуры для повышения качества жизни и развития граждан. В структуре Министерства выделены четыре секретариата: Исполнительный секретариат; Секретариат по спорту, образованию, досугу и социальной интеграции; Секретариат по спорту высших достижений; Секретариат по футболу и правам болельщикам. В свою очередь в Секретариате по спорту высших достижений сформированы три департамента: Департамент по любительскому спорту и спорту высших достижений; Департамент спортивного мастерства и продвижения спортивных мероприятий; Департамент спортивной инфраструктуры.
Задача Олимпийского комитета Бразилии и национальных федераций по олимпийским видам спорта заключается в направлении бразильских атлетов на Олимпийские игры, Панамериканские игры и Южноамериканские игры.
Финансирование спорта в Бразилии осуществляется за счет различных источников: федерального бюджета, лотерей и спонсорства со стороны государственных и частных компаний.
Самым распространенным источником финансирования можно считать лотереи. В соответствии с федеральным законом №10.264 (принят в 2001 году), Олимпийский комитет Бразилии получает 1,7% выручки Национальной лотереи. Часть этих средств направляется на развитие спорта в школах и колледжах, остальное перераспределяется среди федераций по олимпийским видам спорта. Средства для федераций распределяются с учетом достигнутых спортивных результатов. Паралимпийский комитет Бразилии и часть футбольных клубов также получают деньги от лотерей.
Другие источники финансирования спорта закреплены в законах №11.438/2006 (Закон о налоговых льготах спорта) и №10.891/2004 (Программа о стипендиях для спортсменов). Первый закон определяет уменьшение налоговой базы для физических лиц и компаний, которые выделяют средства на реализацию спортивных проектов, в то время как второй устанавливает способы финансовой поддержки спортсменов различных уровней.
В период с 2002 по 2012 гг. отмечался восходящий тренд в объеме инвестиций в спорт высших достижений Бразилии. Возможным объяснением этого называют серьезные денежные вливания со стороны правительства в целях проведения значимых международных спортивных мероприятий: Южноамериканских игр 2002 года, Панамериканских игр 2007 года, Всемирных военных игр 2011 года.
В основном Олимпийский комитет Бразилии и федерации по олимпийским видам спорта используют средства, полученные от лотерей в шести направлениях: стимулирующие программы и проекты; поддержание деятельности организаций; подготовка специалистов; техническое оснащение спортсменов; поддержка атлетов; организация и участие в спортивных мероприятиях. Важно отметить, что большая часть средств направляется на обеспечение участия в соревнованиях и техническое оснащение атлетов, в то время как система подготовки тренеров не получает большого объема средств, равно как и проекты по строительству тренировочных центров (стимулирующий проект).
Основу спортивной системы Бразилии составляют частные спортивные клубы. Большинству населения Бразилии не обеспечивается доступ к занятиям спортом. Только малая доля детей и молодых людей имеет возможность начинать свою карьеру в частных спортивных клубах.
С целью поиска молодых талантов, в ряде федераций предпринимаются самостоятельные попытки к поиску и отбору юных одаренных спортсменов, однако данный процесс не имеет системного характера. Более того, иные виды поддержки спортсменов (к примеру, помощь в получении образования, профессиональном развитии по окончании спортивной карьеры), кроме финансовой, не являются основными. В большинстве случаев приоритет отдается краткосрочным инвестициям в ограниченный круг спортсменов, выступающих на высшем уровне. По отчетам Федеральной Счетной палаты Бразилии развитие спортсменов происходит за счет редких отдельных инициатив, которые не являются частью какой-то единой системы и как следствие не контролируется государством.
Разные уровни подготовки спортсменов в разных регионах определяют приоритетное стремление федераций по видам спорта направлять своих атлетов в зарубежные спортивные клубы для того, чтобы их мастерство росло за счет более серьезной конкуренции и более высокого уровня проведения внутренних национальных соревнований.
Основными нормативно-правовыми актами, касающихся профессиональной подготовки тренеров являются методические указания Национального совета по образованию, а также стандарты, установленные Национальным советом по физическому воспитанию. В основном процесс подготовки специалистов заключается в прохождении Курсов по физическому воспитанию и иных курсов, проводимых спортивными федерациями и Олимпийским комитетом Бразилии. В настоящий момент не существует единых положений и профессиональных стандартов, регулирующих процедуру оценки профессиональных качеств тренеров, объем зарплат, льгот и пенсионного заключения.

Список используемой литературы

  1. Mazzei, Leandro Carlos, de Banos Meira, Tatiana, da Cunha Bastos, Flavia, Silveira Bohme, Maria Tereza, De Bosscher, Veerle High performance sport іп Brazil. Structure and policies comparison with the intematJoiзal context. Gestion у Politica Publica [en linea]. 2015, 83-111 [fecha de Consulta 2 de Agosto de 2021];
  2. CONSTITUTION OF THE FEDERATIVE REPUBLIC OF BRAZIL (Constitutional text of October 5, 1988, with the alterations introduced by Constitutional Amendments No. 1/1992 through 64/20 J 0 aлd by Revision Constitutional Amendments No. 1/1994 through 6/1994.);
  3. Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года);
  4. Mendes, Alessandra and Codato, Adriano, The institutional configuration of sport policy in Brazil: organization, evolution and dilemmas. Revista de Administrag5o Pйblica [online]. 2015, v. 49, п. 3 [Accessed 2 August 2021], pp. 563-593;
  5. Sena, Viviane Р. Frentes parlamentares proliferam по Legislativo. Portal do Departamento Intersindical de Assessoria Parlamentar;
  6. Parreira, Lëda Maria R. Frentes parlamentares: о caso da Frente Parlamentar de Apoio as Santas Casas de Misericordia, Hospitais е Entidades Filantropicas па Area de Saude. Brasilia: Camara dos Deputados, 2012;
  7. COMISSAO DO ESPORTE. MEMBROS;
  8. COMISSAO DO ESPORTE. SUBCOMISSfiES;
  9. Lorenzo, Marina С. de. Analise das praticas de participaсao em conselhos deliberativos de politica: о caso do Conselho Nacional do Esporte. Dissertaсao (mestrado) - Departamento de Administracao, Universidade de Brasilia, Brasilia, 2008;
  10. De Bosscher, Veerle, Pau1 De Knop, Маапел Van Bottenburg and Simon ShiЫi (2006), “А Conceptual Framework for Analysing Sports Policy Factors Leading to International Sporting Success”, European Sport Management Quarterly, 6(2), pp. 185-215;
  11. Bernard, Andrew В. and Meghan R. Busse (2004), “Who Wins the Olympic Games: Economic Resources and Medal Totals”, The Review of Economics and Statistics, 86(1), pp. 413-417;
  12. Shibli, Simon, Veerle De Bosscher, Maarten Van Bottenburg and Hans Westerbeek (2013), “Measuring Performance and Success in Elite Sports”, іп Popi Sotiriadou and Veerle De Bosscher (eds.), Managing High Performance Sport, London and New York, Routledge, pp. 30-44;
  13. Digel, Helmцt (2005), “Comparison of Successful Sport Systems”, New Studies in Athletics, 20(2), pp. 7-18;
  14. Green, Mick and Веп Oakley (2001), “Elite Sport Development Systems and Playing to Win: Uniformity and Diversity in International Approaches”, Leisure Studies, 20(4), pp. 247-267;
  15. Bohme, Maria Tereza Silveira (2011), Esporte Infantojuvenil: Treinamento а Longo Prazo-teoria е Pratica, Sao Paulo, Phorte;
  16. Masteralexis, Lisa, Carol Barr and Mary Hums (2011), Principles and Practice of Sport Management, 4th ed., Sudbury, Joпes & Bartlett Learning;
  17. Matsudo, Victor Keihan Rodrigues (1999), “Deteccao de Talentos”, in Nabil Ghorayeb and Turibio Leite de Barros Neto (eds.), О Exercicio: Preparapao Fisiologica, Avalia9ao Medica, Aspectos Especiais е Preventivos, Sao Paulo, Editora Atheneu;
  18. Massa, Marcelo, Rudney Uezu and Maria Tereza Silveira Bohme (2010), “Judocas Olimpicos Brasileiros: Fatores de Apoio Psicossocial para о Desenvolvimento do Talento Esportivo”, Revista Brasileira de Educa9ao Fisica е Esporte, 24, pp. 471-481.