Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России на ОИ (Австралия)

26 января 2022

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем олимпийской подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Австралии (полный текст данного обзора Вы можете найти в издании «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм» под редакцией С.Н. Бубки, В.Н. Платонова, на страницах 161-175).

Начало радикального изменения подхода к подготовке спортсменов в Австралии к Олимпийским играм относится к началу 1990-х годов, когда возникла идея выдвинуть Сидней в качестве столицы Игр Олимпиады 2000 г.

В качестве важнейших организационно-методических направлений принятой в Австралии стратегии были определены следующие:

  • дальнейшее развитие видов спорта, в которых австралийские спортсмены традиционно добиваются высоких результатов на мировой арене;
  • интенсивное развитие в Австралии всех видов спорта, представленных в олимпийской программе;
  • формирование единой политики в деятельности Австралийского олимпийского комитета (АОС), национальных спортивных федераций (НСФ), государственных организаций, институтов, и академий спорта, ориентированной на создание непротиворечивой системы олимпийской подготовки в целях закрепления Австралии в первой пятерке стран в неофициальном командном зачете;
  • всемерное содействие привлечению и объединению источников финансирования в направлении рационального использования финансовых ресурсов с позиции завоевания медалей и оптимизации процесса подготовки и соревновательной деятельности потенциальных членов сборной команды;
  • развитие в стране материально-технической базы олимпийского спорта, внедрение современной экипировки, оборудования, инвентаря, в том числе зарубежных спортивных баз;
  • проведение, начиная с 2001 г., Австралийских молодежных олимпийских фестивалей в качестве смотра олимпийского резерва;
  • интенсивное привлечение институтов и академий спорта к разработке важнейших проблем спортивной подготовки (система отбора, построение подготовки, адаптация и др.);
  • широкое международное сотрудничество в целях обмена опытом, включая привлечение спортсменов, тренеров, ученых из разных стран для работы в Австралии.

Вся деятельность Австралийской олимпийской академии и национальных спортивных федераций по подготовке к Играм Олимпиад начала строиться на основе «Стратегического плана австралийской олимпийской команды по участию в Олимпийских играх», в котором были определены цель, общая стратегия подготовки, направления и виды по ее реализации.

Цель плана – создать для подготовки команды Австралии и каждого австралийского спортсмена такую атмосферу, которая обеспечила бы сохранение олимпийской команде места в первой пятерке в неофициальном командном зачете.

План содержал такие основные разделы: финансовое обеспечение; отбор спортсменов; подготовка спортсменов олимпийского уровня; персонал подготовки и поддержки; предолимпийский тренировочный процесс и акклиматизация; услуги по поддержке спортсменов; услуги по обеспечению соревновательной результативности; командное планирование и менеджмент; страховой менеджмент; экипировка, снаряжение и ресурсы; транспорт и материально-техническое обеспечение; размещение и обслуживание команды на Играх; СМИ и информация; идентификация команды и бренд; протокол, церемонии и VIP-поддержка; чествование команды.

В разделе «Отбор спортсменов», в частности, были определены как общая политика в отношении отбора спортсменов, привлекаемых к олимпийской подготовке, так и многочисленные конкретные меры, которые должны быть приняты для качественного отбора на всех его этапах, включая окончательный отбор в команду. Совокупность многочисленных конкретных мер, которые реализовывались в процессе отбора, должна обеспечивать: разработку и распространение среди национальных спортивных федераций (НСФ) оптимальной методики отбора; заключение между НСФ и Австралийским олимпийским комитетом (АОС) соглашений по системе отбора в каждом виде спорта (не допускать поправок к принятой системе отбора со стороны НСФ без одобрения АОС); разработку и внедрение четких процедур контроля за деятельностью НСФ, гарантирующих объективность отбора; объективное рассмотрение апелляций спортсменов беспристрастным и компетентным Апелляционным жюри. Таким образом, вся система спортивного отбора направлялась на реализацию интересов всех основных участков системы олимпийской подготовки – Австралийского олимпийского комитета, национальных федераций по видам спорта и самих спортсменов.

Политика раздела «Предолимпийский тренировочный процесс и акклиматизация» была ориентирована на структуру предолимпийского тренировочного процесса, способную обеспечить высокий уровень готовности австралийских атлетов во время Олимпийских игр; на всестороннюю информированность НСФ, спортсменов, тренеров, врачей и другого персонала о погодных и климатических условиях и способах эффективной акклиматизации к ним; на реализацию программ, направленных на преодоление отрицательного влияния на результаты спортсменов смены часовых поясов в результате далёкого перелёта. Реализация этой политики осуществлялась: поощрением государственных и территориальных институтов и академий спорта в направлении проведения исследований и разработки рекомендаций по адаптации к жаре и смене часовых поясов; использование национальными спортивными федерациями результатов этих исследований и внедрение в практику подготовки спортсменов соответствующих рекомендаций; обеспечение гибкой политики размещения австралийских спортсменов в Олимпийской деревне в целях наиболее эффективной реализации разработанной схемы тренировочного процесса, адаптации к жаре и смене часовых поясов.

Ключевая роль в реализации «Стратегического плана» отводилась Австралийскому институту спорта, на который возлагалось внедрение передовых мировых спортивных инноваций и научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов.

К структурам федерального уровня, помимо Австралийского института спорта, относятся Национальный спортивный информационный центр (NSIC), Центр спортивной науки и медицины при Австралийском институте спорта (AIS), Антидопинговое агентство (ASADA) и др. На региональном уровне действуют институты и академии штатов и территорий. В 2008 г. был создан Олимпийский зимний институт (OWI), который занимается подготовкой спортсменов высокого класса для участия в зимних Олимпийских играх, чемпионатах мира и других важнейших международных соревнованиях. Восемь научно-исследовательских центров, расположенных в разных областях страны, предоставляют полный спектр качественных научных услуг почти 700 спортсменам, специализирующимся в 27 видах спорта. Так AIS выполняет 36 программ, из которых 28 направлены на обслуживание элитных спортсменов международного уровня и 8 – на отбор и подготовку спортивного резерва. Выполнение таких программ осуществляется на спортивных базах и по месту жительства спортсменов. AIS также выполняет национальную программу по содействию обучению и трудоустройству спортсменов.

Для предоставления качественных услуг австралийским спортсменам, которые тренируются и соревнуются в Европе, открыт Центр в Италии. Он включает зал для фитнеса, медицинские кабинеты, научные лаборатории, учебные аудитории, комнаты для отдыха, административные апартаменты, интернет-комнату для интерактивного дистанционного обучения, пищевой блок. В распоряжении австралийских спортсменов имеется гребной канал, открытый и закрытый 50-метровые бассейны, легкоатлетический стадион, баскетбольные площадки, футбольное поле и другие спортивные сооружения.

В работе австралийских специалистов спортивной науки приоритет отдают научно-методическому обеспечению – 50% функциональных обязанностей, затем научно-исследовательским работам (45%) и преподавательской деятельности (5%). Распределением финансов и организацией научно-методического обеспечения соревнований и тренировочных сборов занимаются координаторы научно-методического обеспечения по видам спорта.

Реализация амбициозных объектов требовала надлежащего финансирования спорта. Этому способствовал Австралийский спортивный фонд (ASF), созданный в 1983 г. Первоначально деятельность комитета по расходам Палаты представителей основывались на принципе, что прямые расходы правительства будут более справедливыми и эффективными, чем предоставление налоговых льгот юридическим и физическим лицам при оказании ими дополнительной финансовой поддержки спорта. В дальнейшем (с 1986 г.) льготное налогообложение получили зарегистрированные некоммерческие организации, занимающиеся сбором средств для проектов по развитию спорта. Получить гранды ASF имеют право спортивные клубы, региональные, государственные и национальные спортивные организации, школы или организации, связанные с образовательными учреждениями, советами и общественные группы.

В 2012 году правительство приняло решение в рамках десятилетнего плана финансирования элитного спорта прекратить предоставлять Австралийскому институту спорта программы по спорту высших достижений и сосредоточить его деятельность на резервном и массовом спорте. За реализацию программ по элитному спорту, ранее проводившихся Институтом, стали отвечать национальные спортивные федерации, которым Институт должен был оказывать научно-техническую помощь. Признано, что государственного финансирования недостаточно для достижения амбициозных целей австралийского спорта. С целью сохранения его конкурентоспособности рассматриваются альтернативные источники для получения целевых выплат, в частности, создание, по примеру Великобритании и Германии, онлайн-лотереи.

В 2017-2020 гг. Австралийский олимпийский комитет планировал привлечь в систему спортивной подготовки 1243 человек: 783 спортсмена и 460 лиц обслуживающего персонала.

(по материалам издания подготовленного по заказу Олимпийского комитета России «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм /[Бубка С.Н., Булатова М.М., Есентаев Т.К. и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова].- М.: Спорт, 2019. – 480 с.)