Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России (ЮАР)

17 февраля 2023

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем спортивной подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Южно-Африканской Республике по материалам анализа зарубежных литературных источников.

В 2003 году Кабинет министров ЮАР одобрил преобразование структуры спортивной системы в два взаимозависимых национальных института. В компетенцию Департамента спорта и отдыха (the Department of Sport and Recreation – далее SRSA) входили вопросы разработок программ, направленных на развитие массового спорта и отдыха. В это же время негосударственная спортивная конфедерация, впоследствии названная Южноафриканской спортивной конфедерацией и Олимпийский комитет (the South African Sports Confederation and Olympic Committee – далее SASCOC), приняла на себя ответственность за координацию спорта высших достижений и переняла множество полномочий национальных спортивных федераций.
Таким образом, Национальная спортивная система в ЮАР опирается на две институциональные основы: правительство и гражданское общество (неправительственные институты). Правительственную подсистему составляют три взаимосвязанных, но при этом независимых, сферы: национального, провинциального и местного управления. Спортивную подсистему гражданского общества на общенациональном уровне представляет SASCOC, также учреждены девять региональных спортивных конфедераций и ряд районных, городских и местных спортивных советов.
Согласно отчету, изданному в Кейптауне в 2011 году, самыми популярными видами спорта являлись:

Место Вид спорта Количество участников
(в тыс. человек)
Процент жителей старше 18 лет
1 Футбол 2 291 14
2 Ходьба с упражнениями 1 149 7
3 Бег по шоссе 1 056 6
4 Нетбол 991 5.5
5 Занятия в спортзале 798 4.8
6 Аэробика 787 4.8
7 Плавание 716 4.4
8 Теннис 706 4.3
9 Сквош 529 3.2
10 Гольф 523 3,2

Законодательство ЮАР определяет компетенцию каждого уровня правительства и закрепляет исполнительные полномочия различных сфер управления, гарантируя, что каждая из них действует в рамках совместного управления. SRSA, выступая главным правительственным органом с общей широкой компетенцией и ответственностью в сфере спорта и отдыха в ЮАР, создает соответствующую благоприятную среду для обеспечения координации, единообразия, а также повышения эффективности действий, предпринимаемых иными спортивными организациями.

Министр SRSA курирует сферу спорта и отдыха в ЮАР, а также осуществляет законодательные полномочия по надзору за развитием и управлением спортом и отдыхом в стране. SRSA отвечает за разработку, координацию и мониторинг всеобъемлющей системы в соответствии с согласованной национальной стратегией, обеспечивая наличие и полную работоспособность системы развития спорта. SRSA также обеспечивает эффективное партнерство с другими субъектами, участвующими в процессах реализации спортивной политики, такими как: провинции, муниципалитеты, SASCOC и национальные федерации.

На региональном уровне вопросы организации, полномочия по управлению и контролю сферы спорта и отдыха входят в компетенцию провинций. Каждой из девяти провинций соответствует провинциальный член Исполнительного совета (Member of the Executive Council, далее MEC), ответственный за вопросы спорта; а также провинциальные департаменты спорта и отдыха имеют различные обязанности, включая в том числе:

  • принятие провинциального законодательства и разработку провинциальной спортивной политики;
  • реализацию и мониторинг политики в области спорта и отдыха;
  • построение отношений с иными заинтересованными сторонами (спортивными организациями) на уровне провинции.

Власти местного уровня также несут ответственность за строительство, модернизацию, техническое обслуживание и управление инфраструктурой для спорта и отдыха в муниципалитетах, крупных городах и районах. Муниципалитеты также финансируют спортивные клубы и физических лиц, занимающихся спортом.

На национальном уровне Южноафриканская спортивная конфедерация и Олимпийский комитет (SASCOC) является единственной неправительственной спортивной организацией, положения которой содержатся в законодательстве, и единой зонтичной организацией всех национальных спортивных федераций. Основной сферой ответственности SASCOC является развитие и мониторинг сферы спорта высших достижений ЮАР в интересах национальных спортсменов.

Данные полномочия включают в себя в частности вопросы отбора и подготовки всех южноафриканских команд, участвующих в мультиспортивных мероприятиях. SASCOC также несет ответственность за соблюдение нормативных правовых актов как его собственными структурными подразделениями, так и его аффилированными членами. SASCOC устанавливает критерии членства спортивных организаций, а также осуществляет представительские функции на международном уровне в интересах его членов.

Также за SASCOC закрепляется полномочие по обеспечению контроля за национальными спортивными федерациями в контексте разработки ими планов развития и бизнес-планов, а также добросовестного и эффективного управления конкретными спортивными дисциплинами. В функции SASCOC входит также: разрешение конфликтов, содействие мобилизации ресурсов для себя и своих членов. SASCOC дополнительно руководит провинциальными советами по спорту во всех девяти провинциях.

Национальные спортивные федерации автономны в своей деятельности и являются главными органами управления своих конкретных спортивных дисциплин на территории ЮАР. Несмотря на высокую степень самостоятельности национальных федераций, при осуществлении своих полномочий они должны также учитывать и действовать в соответствии с положениями Правительственного доклада по вопросам спорта и отдыха (the National White Paper on Sport and Recreation), Закона о спорте и отдыхе, иных нормативных правовых актов. Более того, в контексте независимости важно отметить, что большая часть финансирования национальных спортивных федераций поступает от правительства.

SRSA признает, что национальные спортивные федерации находятся в центре спортивной системы и являются гарантами развития своего вида спорта. От них требуется эффективное управление и развитие своего вида спорта, заключающееся во многом в ответе на нужды и требования спортсменов. Каждая национальная федерация должна разработать стратегический план с изложением задач, решение которых будет обуславливать достижение заявленных целей. Показатели эффективности отдельных национальных федераций должны быть связаны с выявлением и воспитанием талантливых спортсменов, развитием клубов, постоянным повышением своего статуса в международных рейтингах. В связи с этим ожидается, что каждая федерация назначит главного тренера, разработает национальную программу тренировок и будет способствовать развитию отдельных спортсменов. Таким образом, национальные спортивные федерации несут ответственность за успехи или неудачи в своих спортивных дисциплинах. Выявление и развитие талантов на провинциальном уровне производится провинциальными спортивными федерациями.

В государственном секторе спортивный бюджет национального правительства (SRSA) составляет 82 млн. долларов США. На решение вопросов, связанных с поддержанием и развитием спортивной инфраструктуры, в бюджет города Кейптауна на 2011 год было заложено 12 млн. долларов США, из которых 64% выделено национальным правительством.

Развитие спорта в школах сельских районов является стратегическим приоритетом, поэтому 15% бюджета, закладываемого на реализацию Национального плана по спорту и отдыху (NSRP), тратится на развитие спорта в сельской местности.

Несмотря на то, что ежегодно все больше спонсорских средств выделяется для поддержки спортивных организаций, они не распределяются равномерно среди всех видов спорта. Например, в 2012 г. был проведен опрос представителей спортивных федераций, по результатам которого было выяснено, что из 80 видов спорта на пять основных (футбол, регби, крикет, автоспорт и гольф) приходилось 70% всех спонсорских средств. Остальные виды спорта, включая теннис, легкую атлетику, плавание, баскетбол и гимнастику получили 30% от общих расходов.

Правительство ЮАР стремится учитывать принцип справедливости в контексте развития отдельных видов спорта и их финансового обеспечения, в то время как частный сектор по-прежнему сосредоточен на самых популярных и профессиональных видах спорта, в результате чего многие массовые виды спорта подвержены режиму жесткой экономии и вынуждены делить ограниченные ресурсы.

Список используемой литературы:

  1. City of Cape Town/ (2011). City of Cape Town recreation study. Cape Town;
  2. Republic of South Africa (1998). National Sport and Recreation Act (Act 110 of 1998). Cape Town: Government Gazette;
  3. Republic of South Africa (2007). National Sport and Recreation Act (Amendment act n. 18 of 2007) (Vol. 30476). Cape Town: Government Gazette;
  4. K. Hallman and K. Petry (2013). Comparative Sport Development: Systems, Participation and Public Policy, Sports Economics, Management and Policy, Springer Science+Business Media New York;
  5. Department Sport and Recreation South Africa. (2012). National Sport and Recreation plan;
  6. BMI Sport Info. (2012, December). BMI annual adult sport track report. Unpublished document;
  7. Keim, M., & De Coning, C. (2013). African sport policy index report. Bellville: UWC, Interdisciplinary Centre of Excellence for Sport Science and Development.