Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России на ОИ (Япония)

10 декабря 2021

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем олимпийской подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Японии (полный текст данного обзора Вы можете найти в издании «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм» под редакцией С.Н. Бубки, В.Н. Платонова, на страницах 145-160).

Первый медальный прорыв олимпийской команды Японии датирован Играми XVIII Олимпиады 1964 года и связан с мощнейшей государственной поддержкой этих Игр, которые проводились в г. Токио. Спортивные успехи «домашней» Олимпиады 1964 г. (3 место в неофициальном командном зачете), также как и последующие успешные выступления на Играх XIX и XX Олимпиад, явились следствием достаточно эффективного развития существовавшей в Японии односторонней системы спорта высших достижений, опиравшейся на самобытные национальные школы, сформировавшиеся в нескольких видах спорта. Прежде всего, в спортивной гимнастике, борьбе вольной и греко-римской, дзюдо, волейболе. Однако, полная утрата (к 1996 году) многих спортивных позиций спортсменов Японии по олимпийским видам спорта, поспособствовала тому, что Японский олимпийский комитет (JOC) стал независимым от Японской спортивной ассоциации, а между ними были разделены функции в национальной спортивной системе. Олимпийский комитет стал отвечать за подготовку и участие элитных спортсменов в Олимпийских играх, тогда как ассоциация стала координировать развитие национальных видов спорта и пропагандировать занятия спортом в Японии.

Основа для будущих успехов спортсменов Японии на олимпийской арене была заложена в 1998 г., когда Японский олимпийский комитет приступил к разработке и реализации программы развития спорта высших достижений.

Первым этапом работы в этом направлении явилось формирование в Японии интегрированной программы спортивной подготовки для национальных спортивных федераций, имевших наибольшие возможности для достижения высоких результатов на Олимпийских играх. С этой целью в 1998 г. были созданы три оперативные рабочие группы (по историческим предпосылкам, организационным основам, физической подготовке), деятельность которых привела к созданию модельных проектов подготовки по наиболее перспективным дисциплинам в семи видах спорта. В 2000 г. были подключены еще две группы – по координации тренировочного процесса и по информационным технологиям. Эта работа легла в основу Базового плана развития спорта в Японии на 2001-2010 г.г., принятого в сентябре 2000 г. Министерством образования, науки, спорта и культуры (сейчас – это Министерство образования, спорта, науки и технологий). Принципиально важным явилось то обстоятельство, что в этом плане были разделены функции и ответственность государственных органов и общественных организаций, в том числе олимпийского комитета и национальных спортивных федераций.

С целью завоевания бОльшего количества олимпийских медалей на государственном уровне были выделены и утверждены три приоритетных направления реформ:

  1. Повышение стратегической поддержки подготовки от юниора до спортсмена мирового класса: увеличение количества национальных тренеров и других квалифицированных сотрудников в национальных спортивных федерациях; оказание комплексной поддержки спортивной медицине и науке; популяризация занятий спортом среди женщин; поощрение частных компаний, оказывающих помощь в подготовке спортсменов мирового класса;
  2. Обучение спортивных тренеров и судей и развитие карьерных циклов: поддержка Национальной академии тренеров; распространение зарубежных стажировок; формирование эффективной системы развития кадров с учетом возможностей отечественных и зарубежных спортивных организаций и федераций;
  3. Формирование системы обеспечения антидопинговой направленности для ведущих спортсменов

Реализация Базового плана возложена на ряд государственных и общественных организаций Японии. Ведущей правительственной структурой является Бюро молодежи и спорта Министерства образования, спорта, науки и технологий. В структуре Бюро за формирование политики в сфере спорта высших достижений отвечает отдел конкурентного спорта. Главным органом реализации конкретных программ выступает Спортивное агентство Японии, которое, в числе прочих задач, распределяет бюджетные средства, предназначенные для развития элитного спорта и олимпийской подготовки, включая спортивную науку, медицину, подготовку и повышение квалификации кадров и др.

Особую роль в системе управления подготовкой спортсменов высшего класса заняли созданный в 2001 г. Японский институт спортивной науки и тесно сотрудничающий с ним Национальный тренировочный центр для подготовки сильнейших спортсменов, решающие весь спектр вопросов научного и медицинского обеспечения. Эти две организации стали основными элементами материальной базы и научного обеспечения элитного спорта, включающей также все крупные учебно-тренировочные центры для занятий зимними и летними видами спорта, в том числе – приморские и высокогорные базы.

Помимо долгосрочного плана под названием «Золотой план Японского олимпийского комитета», который реализуется в Японии с 2001 года, решаются также и следующие важные организационные и методические вопросы олимпийской подготовки и пути их совершенствования:

  1. Основные цели. Успешность выступления Японии на ОИ определяется из следующих показателей: 3,5% общего количества разыгрываемых медалей и 5-е место в неофициальном командном зачёте; в зимних Олимпийских играх – попадание в десятку лучших стран;
  2. Расширение количества видов спорта, в которых спортсмены Японии способны включиться в борьбу за олимпийские награды. В 2001 году (помимо традиционно сильных видов спорта Японии) были внедрены проекты по подготовке японских спортсменов, специализирующихся в вольной борьбе, теннисе, настольном теннисе, гандболе, синхронном плавании, спортивной гимнастике (мужчины), художественной гимнастике. В 2002 г. в систему интегрированных программ подготовки спортсменов к ОИ были включены баскетбол, бадминтон, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, фехтование, парусный спорт. На Играх XXXI Олимпиады 2016 г. японские спортсмены выступали уже во всех указанных видах спорта;
  3. Отбор спортсменов в качестве кандидатов на участие в ОИ. В основе отбора – рекомендации национальных спортивных федераций, выполнение спортивных нормативов, данные комплексного контроля, отражающие потенциал спортсменов. Общее количество спортсменов, включенных в олимпийскую подготовку в Японии, не должно превышать более чем в два раза количество предполагаемых японских участников ОИ. Все спортсмены делятся на три группы: 1) «элита А» - спортсмены претендующие на олимпийскую медаль, 2) «элита В» - спортсмены способные добиться права на участие в ОИ, 3) «молодежная элита» - молодые спортсмены, способные в перспективе добиться выдающихся результатов. Состав спортсменов, включенных в олимпийскую подготовку, утверждается на один год (1 апреля – 31 марта).
  4. Организационная и финансовая поддержка. Правительство сохраняет доминирующую роль в формировании и определении направлений развития политики по элитному спорту посредством контроля над финансированием негосударственных спортивных организаций, таких как Японский олимпийский комитет (ЯОК) и национальные федерации. Предусмотрена строгая отчетность перед государством. Для оценки качественных и количественных показателей эффективности работы спортивных федераций, ЯОК разработал комплекс, в котором особое внимание уделяется результатам выступления спортсменов на международных соревнованиях, и их системе идентификации и поиска талантов. Все национальные федерации распределяют на пять групп: «А+», «А», «В», «С» и «D». Так, в группу «А+» входят плавание, дзюдо, борьба, гимнастика, лыжный спорт, футбол, конькобежный спорт, в «А» - волейбол и легкая атлетика. Доход Японского олимпийского комитета состоит из инвестиций от правительства, пожертвований от частного сектора, поступлений от спортивной лотереи «Тото». Первоначальное вложение государства составило около 25 млн дол. США. В 2015 году ЯОК получил около 115 млн. дол. При распределении ассигнований между национальными спортивными федерациями из фонда, субсидируемого японским правительством, ЯОК учитывает потенциал спортсменов и результаты, достигнутые ими на крупнейших международных турнирах, уровень развития вида спорта в стране, представительство в руководящих международных спортивных организациях, участие в судействе крупнейших международных соревнований, качество сотрудничества с ЯОК и поддержку «Золотого плана ЯОК». Правительственные субсидии на подготовку спортсменов распределяются дифференцировано: представители «элиты А» получают в 2 раза больше финансовых средств по сравнению со спортсменами «элиты В» и в 4 раза больше, чем представители «молодежной элиты».
  5. Проводятся регулярные медицинские осмотры и тестирование физической подготовки спортсменов.
  6. Конференции по повышению квалификации специалистов. Особое внимание уделяется конференциям тренеров, которые должны осознать и изучать основы стратегии достижения высокой результативности непосредственно на ОИ. Например, в 2014 г. ЯОК обеспечил обучение в Японии и за границей 44 тренеров, которые тренируют спортсменов по 24 спортивным дисциплинам в восьми видах спорта.
  7. Зарубежные тренировочные сборы японских спортсменов и сборы с приглашением зарубежных команд. В 2014 г. участниками 70 зарубежных тренировочных сборов были 932 спортсмена по 26 видам спорта. Для участия в 311 спортивных мероприятиях, проводимых за рубежом, было командировано 4 036 спортсменов и тренеров по 46 видам спорта. В 320 сборах, состявшихся на территории Японии, приняли участие 12 256 спортсменов по 37 видам спорта. Для участия в 19 мероприятиях по девяти видам спорта были приглашены 452 зарубежных спортсмена и тренера.
  8. Развитие взаимосвязей между родственными видами спорта (коммуникационный эффект). Реализация коммуникационного проекта предусматривалась в трех группах видов спорта: 1) игровые виды (гандбол, баскетбол, футбол, бейсбол и др.); 2) единоборства (дзюдо, различные виды борьбы); 3) артистические виды (гимнастика спортивная, гимнастика художественная, синхронное плавание). Реализация этой программы повысила качество подготовки, внедрило новые технологии в тренировочную и соревновательную деятельность, повысило квалификацию тренеров.
  9. Поиск спортивных талантов. Действующий проект включает в себя 5 программ: выявление и развитие национальных талантов, обучение в Спортивной академии (JOC Elite Academy), обучение за рубежом, переход спортсменов из одного вида спорта в более подходящий другой и поддержку двойной карьеры (спортивной и образовательной или профессиональной). Программа идентификации и развития включает в себя три этапа: 1) выявление талантов с учетом экспертной оценки тренеров и тестирования спортивной наукой; 2) подтверждение потенциала и компетентности талантливых спортсменов в течение периода от нескольких недель до нескольких месяцев с интенсивным научным и медицинским отбором; 3) развитие талантов и спортсменов мирового класса с привлечением лучших тренеров и специалистов по организации и проведению тренировочного процесса, участию в соревнованиях и их обеспечению.
  10. Развитие Японского института спортивной науки. Образован и функционирует с 01 октября 2001 года. Сотрудничает с ЯОК и национальными федерациями по видам спорта. В числе наиважнейшего, институт реализует исследовательскую работу по поиску генных соединений, которые являются ведущими при формировании способностей к достижениям в различных видах спорта. Ученые института убеждены, что генетические исследования позволят уже в детском возрасте выявлять наличие признаков, характерных для спортсменов мирового уровня.
  11. Национальный тренировочный центр. Расположен рядом с институтом спортивной науки и стал не только основной базой подготовки в Японии спортсменов высокого класса, но и своего рода моделью для развития сети тренировочных центров в различных регионах страны, их материально-технической, организационной, научной и медицинской составляющих. Таких спортивно-тренировочных центров, задействованных в реализации программ ЯОК по подготовке спортсменов, насчитывается 28, среди которых для горной подготовки – 2, для видов спорта на открытой воде – 4, зимних видов спорта – 10, закрытых спортивных сооружений – 12.
  12. Подготовка тренеров. Проблему подготовки тренеров в Японии решают благодаря функционированию в Национальном тренировочном центре «Национальной тренерской академии», что позволяет использовать в процессе подготовки тренеров кадровый и материально-технический потенциал Японского института спортивной науки и Национального тренировочного центра. Обучение в Национальной тренерской академии прошли более 5 000 тренеров-специалистов по различным видам спорта и физической подготовке.
  13. Разработана и функционирует программа зарубежных стажировок для японских специалистов.
  14. Социальная защита спортсменов. Разработана система профориентации спортсмена, которая призвана помочь лучшим спортсменам безболезненно преодолеть переход от активного занятия спортом к жизни после завершения спортивной карьеры. Благодаря реализации этого проекта более 100 спортсменам предоставили работу в 78 компаниях.

(по материалам издания подготовленного по заказу Олимпийского комитета России «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм /[Бубка С.Н., Булатова М.М., Есентаев Т.К. и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова].- М.: Спорт, 2019. – 480 с.)