Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России (Норвегия)

14 апреля 2023

Наш сайт продолжает знакомить Вас с особенностями систем спортивной подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в Норвегии по материалам анализа зарубежных литературных источников.

Сфера спорта в Скандинавии характеризуется тремя основными особенностями. Первой можно назвать высокий уровень вовлеченности населения в спорт и занятия физической активностью. Во-вторых, большая часть спортивных мероприятий организуется некоммерческими и любительскими спортивными объединениями. Третья особенность заключается в высоком уровне взаимодействия и взаимозависимости между любительскими спортивными организациями и органами публичной власти на местном, региональном и национальном уровне.

Отношения между публичной властью и спортивными объединениями достаточно серьезно институционализированы и сохраняют такой вид с 1946 года. Разделение ответственности основывается на принципах государственного финансирования и обеспечения деятельности спортивных организаций. Участие государства в спорте в основном характеризуется предоставлением инфраструктуры и финансовой поддержкой спортивных организаций. После учреждения Национального агентства по азартным играм и принятия Закона о денежных средствах от игр, доходы государства от азартных игр направляются на финансирование сферы спорта. В данном контексте важно отметить, что данные доходы не учитываются при составлении бюджета и не заносятся в него, а решение о выделении денежных средств принимает ответственное министерство.

Политика, проводимая Олимпийским комитетом Норвегии (также — NIF Норвежский олимпийский и паралимпийский комитет и конфедерация спорта), устанавливается Документом спортивной политики, который утверждается на общем собрании, на четырехлетний период. Необходимо отметить, что проводимая Олимпийским комитетом политика является сонаправленной с государственной политикой в сфере спорта, а ее главной целью называют создание и поддержание открытого и инклюзивного спортивного движения.

Основными целями предоставления государством поддержки сферы спорта назывались следующие:

  1. содействие развитию NIF в качестве добровольной организации;
  2. содействие поддержанию и развитию широкого круга занятий и активностей посредством организованных видов спорта;
  3. защита NIF как открытой и инклюзивной организации, а также спортивных команд как институтов, формирующих ценности социального общества. Задачей NIF в контексте взаимодействия с органами публичной власти называлась организация эффективного управления сферой спорта для того, чтобы государство наилучшим образом достигало своих целей по поддержке спорта.

В соответствии с Документом спортивной политики основными направлениями деятельности NIF в сфере спорта являлись: детский спорт; молодежный спорт; развитие компетенций; спорт высших достижений; спорт для инвалидов; международная деятельность; организационное развитие;

Под «спортом высших достижений» в Норвегии понимается высшее звено в иерархии организаций, осуществляющих деятельность в сфере спорта и ориентированных на достижение высоких спортивных результатов. Национальные спортивные федерации и Олимпиатоппен (организация, входящая в состав Норвежского олимпийского и паралимпийского комитета и Конфедерации спорта) создают необходимые условия для соответствия норвежских спортсменов (в том числе атлетов с ограниченными возможностями здоровья) высочайшему международному уровню. Основной качественной целью для Олимпиатоппена и национальных федераций является предоставление спортивной молодежи возможности для реализации амбиций и демонстрации своих спортивных навыков во всех видах спорта на высочайшем международном уровне.

Количественными целями спорта высших достижений в Норвегии на период 2007-2011 годов назывались: попадание в тройку лучших европейских стран на летних (Пекин 2008 г.) и зимних Олимпийских играх (Ванкувер 2010 г.) в общекомандном медальном зачете; получение 18 медалей на Паралимпийских играх в Пекине 2008; попадание в пятерку лучших стран на Паралимпийских играх в Ванкувере 2010; увеличение количества медалей на чемпионатах мира и Европы по неолимпийским видам спорта. Для достижения указанных целей ставились следующие стратегические задачи: построение основы для этически и профессионально квалифицированной среды, свободной от допинга; укрепление ресурсной составляющей Олимпиатоппена в интересах ведущих спортивных организаций, являющихся участниками национальных спортивных федераций, в том числе в целях создания необходимой финансовой основы для инвестирования в отдельные виды спорта; повышение ценности олимпийской и паралимпийской символики в Норвегии; улучшение взаимодействия между Олимпиатоппеном и национальными спортивными федерациями для создания условий, при которых норвежские спортсмены смогут стать лучшими в мире в дисциплинах спорта высших достижений; усиление работы по повышению уровня компетентности спортсменов, тренеров и менеджеров; обеспечение соблюдения тренерами и персоналом высоких требований международных стандартов; развитие сфер обучения и исследований до уровня, сопоставимого с основными соперниками на международной арене; обеспечение доступности спорта высших достижений для лиц с ограниченными возможностями. Ответственность за выполнение вышеперечисленных задач несли Олимпиатоппен и национальные спортивные федерации.

Основным государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы спортивной политики, финансирования, выработки принципов распределения средств от лотерей, является Министерство культуры, в структуре которого создан отдельный департамент — Департамент гражданского общества и спорта (Depanment of Civil Society and Spons). Первоочередными целями департамента выступают проведение государственной политики в области спорта и гармонизация сотрудничества государства и общественных организаций и движений. Однако большинство своих полномочий Министерство делегирует властям муниципалитетов или графств, оставляя за собой лишь представительские функции.

Норвежская спортивная конфедерация (NIF) является добровольной, независимой и политически нейтральной организацией, обладающей наивысшим авторитетом в норвежском спорте. Главными задачами NIF являются: работа по предоставлению гражданам возможности заниматься спортом с учетом их желаний и потребностей, не подвергаясь необоснованной или непропорциональной дискриминации; создание позитивных ценностей и укрепление собственных позиций в качестве движущей силы общества. Организациями-членами NIF являются: национальные спортивные федерации, спортивные округа, регионы (особые округа), спортивные советы, спортивные клубы и ассоциации, спортивные команды. Основными структурными единицами (органами) NIF выступают: Общее собрание, Президиум. К организациям-членам NIF предъявляются высокие требования в контексте осуществления бухгалтерского учета и аудита. Они обязаны предоставлять годовые отчеты не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года. При этом национальные федерации и спортивные округа принимают двухгодичные бюджеты.

Руководство отдельными видами спорта осуществляется через национальные спортивные федерации. Важно отметить, что несколько видов спорта могут относиться к одной мультиспортивной организации. Органами управления федераций выступают президиумы и общие собрания. К компетенции национальных федераций относят: Вопросы организационного характера, относящихся к одному виду спорта или являющихся общими для нескольких видов спорта; Вопросы развития детского и юношеского спорта; Финансовый контроль; Представительство на международной арене. Схожий с национальными спортивными федерациями статус имеет Норвежская ассоциация корпоративного спорта, объединяющая в качестве членов спортивные команды по разным дисциплинам, образованные в компаниях, фирмах, агентствах, профессиональных группах, профсоюзах и т.п.

Региональные спортивные федерации учреждаются соответствующей национальной спортивной федерацией при наличии не менее пяти команд (организаций), занимающихся конкретным видом спорта в определенном географическом районе. Границы таких районов также определяются национальной федерацией. Национальные федерации должны заранее сформировать нормативную правовую базу для осуществления региональной федерацией своей деятельности на основе норм, разработанных Президиумом NIF.

В компетенцию Олимпиатоппена (организация, входящая в состав Норвежского олимпийского и паралимпийского комитета и Конфедерации спорта) входят вопросы развития спорта высших достижений в Норвегии и подготовки спортсменов к Олимпийским и Параолимпийским играм. Свои задачи Олимпиатоппен выполняет через несколько региональных представительств, учрежденных по географическому принципу (Олимпиатоппен Север, Олимпиатоппен Юг и др.). Региональные организации проводят различные бесплатные программы, направленные на развитие компетенций тренеров и спортсменов, курсы по здоровому питанию, поддержанию высокого уровня психического здоровья, в сотрудничестве с благотворительными фондами проводят широкий круг мероприятий, посвященных вовлечению людей с ограниченными возможностями здоровья в спорт, публикуют материалы различной направленности (статьи по грамотной организации тренировок, подкасты на тему спортивной психологии и т.п.) по вопросам спорта на своих сайтах в сети Интернет. Через службы здравоохранения представительств реализуются программы по вакцинации населения, при этом спортсменам, получающим специальные стипендии, медицинские препараты и услуги предоставляются бесплатно. В рамках каждого региона учрежден свой элитный спортивный центр по подготовке спортсменов высшего уровня. Региональные представительства специализируются на развитии наиболее популярных в пределах подконтрольной им территории видах спорта. Важно отметить, что региональные представительства являются основной движущей силой по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в сфере спорта во взаимодействии с ведущими университетами Норвегии. В рамках стратегии Олимпиатоппена на 2020-2023 годы отмечается, что основными целями Олимпиатоппена является достижение Норвегией статуса ведущей спортивной державы, получения большего количества медалей, сохранение позиций страны в сфере зимних видов спорта, а также укрепление позиций в летних дисциплинах.

В качестве основных приоритетов называются увеличение количества спортсменов и команд мирового уровня, а также предоставление юным спортсменам лучших возможностей для подготовки. Количественными критериями достижения Олимпиатоппеном своих целей называют: Получение Норвегией места в тройке по количеству медалей на олимпийских зимних играх; места в десятке по количеству медалей на параолимпийских зимних играх; места среди 25 лучших стран в летних олимпийских видах спорта и среди 30 лучших стран на Летних параолимпийских играх; Увеличение общего числа медалистов; Разработка всеми национальными спортивными федерациями общих планов долгосрочного развития, а также планов по улучшению конкурентоспособности на международной арене; Увеличение количества женщин-участниц на крупных международных соревнованиях; Разработка всеми национальными спортивными федерациями планов по развитию детско-юношеского спорта; Увеличение количества спортсменов, вышедших на элитный уровень (уровень спорта высших достижений); Качественное продвижение спорта высших достижений на уровне средних школ.

Взаимодействие между Олимпиатоппеном и национальными спортивными федерациями осуществляется следующим образом. Федерации несут общую ответственность за развитие своего вида спорта, а Олимпиатоппен гарантирует качественную подготовку и поддержку спортсменов на соревнованиях высшего уровня. Олимпиатоппен может выделять не только тренерские, но и финансовые ресурсы для поддержки деятельности федераций. Тренеры Олимпиатоппена являются основным связующим элементом между Олимпиатоппеном и федерацией, и осуществляют полномочия по координации и руководству деятельности по развитию конкретного вида спорта от лица Олимпиатоппена. Департаменты Олимпиатоппена несут ответственность в пределах своей компетенции, к примеру, департамент здравоохранения обеспечивает предоставление спортсменам медицинских услуг самого высокого уровня, административный департамент обеспечивает оптимальное управление финансами и взаимодействие с федерацией и т.д.

Финансирование спорта в Норвегии в основном осуществляется из средств государственного бюджета, а государственные гранты, выделяемые в различных формах (гарантированных платежей за счет прибыли от лотерей, компенсаций НДС и иных). Также непосредственное участие в финансировании субъектов спорта принимают муниципалитеты.

Основной формой государственного финансирования спорта выступает перенаправление выручки от лотерей. За проведение лотерей в Норвегии выступает государственная компания Norsk Tipping, подотчетная Министерству культуры. Порядок распределения прибыли данной компании закреплен Законом об азартных играх и определяется следующими направлениями финансовой поддержки: спортивная инфраструктура; национальная/специализированная инфраструктура; исследования и развитие; целевая деятельность: антидопинговая работа, вовлечение в спортивные клубы, рекреационная активность на свежем воздухе для детей и инвалидов, поддержка независимых мероприятий по продвижению физической активности; предоставление грантов: NIF; гранты местным клубам и ассоциациям; приоритеты спортивной стратегии. Согласно отчетам Norsk Tipping, за период с 2011 по 2021 годы, сумма, ежегодно выделяемая организацией в рамках вышеупомянутых направлений, выросла в два раза. При этом в 2021 году в рамках направления «спортивная инфраструктура» средства выделялись на: улучшение спортивной инфраструктуры муниципалитетов, сооружений для отдыха в горах, приобретение оборудования, создание инновационных площадок. Однако на проведение исследований было заложено всего чуть более 34 млн. норвежских крон. В рамках направления «целевая деятельность» большая часть средств была использована для обеспечения антидопинговой работы и стимулирования граждан самостоятельно заниматься физическими упражнениями. В рамках направления «NIF» было распределено 750 млн. норвежских крон, при этом больше трети всего объема средств было получено национальными спортивными федерациями, остальные средства были в примерно равных долях поделены между NIF, субъектами спорта высших достижений и субъектами, занимающимися вопросами развития детского и юношеского спорта.

Также в настоящее время в Норвегии существуют две программы (схемы) компенсации НДС, имеющие большое значение в сфере спорта. В 2010 году правительством Норвегии была введена в действие программа по компенсации НДС для общественных организаций. Целью данной схемы являлась компенсация расходов на покупку товаров и услуг. При расчете компенсации использовались данные годовой отчетности организации за предыдущий год. Более того, был увеличен фонд возмещения НДС, если в 2009 году он составлял 196 млн. норвежских крон, то в рамках новой программы он был увеличен до 392 млн крон. Из этой суммы через NIF спортивные организации получили 154 млн. крон (против 28 млн. крон в 2009 году). В 2011 году на реализацию данной программы в бюджет было заложено уже 608 млн. крон (через NIF спортивные организации получили 237 млн. крон), 165 млн. крон было разделено между 3400 спортивными командами, национальные спортивные федерации получили около 50 млн. крон, NIF получил 10 млн. крон. На 2012 год для реализации программы было выделено 627,5 млн. крон. Также в 2011 г. правительством была поставлена цель довести бюджет программы до 1,2 млрд. крон.

Список используемой литературы:

  1. Tвnnesson, Ѕ. Norsk idretts historie (II) [Norwegian spon history, vol. II]. Oslo: Aschehoug, 1986.
  2. Goksвyr, М., Andersen, Е. and Asdal, К. Kropp, kultur og tippekamp [Body, culture and TVfootball]. Oslo: Universitetsforlaget, 1996.
  3. Goksвyr, М. Historien om norsk idrett [The history of Norwegian sport]. Oslo: Abstrakt, 2008.
  4. Tвnnesson, Ѕ. Norsk idretts historie (II) [Norwegian sport history, vol. II]. Oslo: Aschehoug, 1986.
  5. Enjolras, В. Statlig idrettspolitikk i Norge og Frankrike [State policy іл Norway and Fraпce]. Oslo: Institute for Social Research, 2003.
  6. Goksвyr, М., Andersen, Е. and Asdal, К. Kropp, kultur og tippekamp [Body, culture and TVfootball]. Oslo: Universitetsforlaget, 1996.
  7. Houlihan, В. Sport, policy and politics. А comparative analysis. London: Routledge, 1997.
  8. Mangset, Р. and Rommetvedt, Н. Idrett og politikk [Spoп and policy]. Bergeп: Fagbokforlaget, 2002.
  9. Ibsen, В. Det offentlige og idrmtten [The state and sports]. In Dansk idrюtsliv. Velfmrd og fritid 1940-1996, edited by Else Trangbюk. Copenhagen: Gyldendal, 1995.
  10. Bergsgard, N.A. and Norberg, Ј. Sport policy and politics — the Ѕсапdіпаvіап way. Spoп in society, 13 (4), 2010.
  11. Ввје, С., Eichberg Н. Idrюttens tredje vej — om idrюпen i kulturpolitikken [Sports Third Way]. Arhus: Klim, 1994.
  12. Bergsgard, N.A., Houlihan, В., Mangset, Р., Nвdland Ѕ.І., Roшmetvedt, Н. Sport Policy — А Comparative Analysis of Stability and Change. Oxford: Butterwonh-Heinemann, 2007.
  13. Idrettspolitisk dokument. Tingperioden 2007-2011. [Электронный pecypc]: NORGES IDRETTSFORBUND OG OLYMPISKE KOMITE. — Режим доступа:https://www.idrettsforbundet.no/siteassets/idrettsforbundet/tema/om-nif/ipd 2007-2011.pdf
  14. Ministry of Culture. [Электронный pecypc]: Government.no — Режим доступа: https://www.regjeringen.no/en/dep/kud/id545/
  15. Depanment of Civil Society and Sports. [Электронный pecypc]: Govemment.no — Режим доступа: https://www.regjeringen.no/en/dep/kud/organisation/departments/department-of-civil-society-and-sports/id2470267/
  16. Intemational sports cooperation. [Электронный pecypc]: Government.no https://www.regjeringen.no/en/topics/culture-spons-and-non-profit-work/innsiktsartik1er/spons-policy/International- sports-cooperation/id764906/
  17. Olympiatoppens strategiplan 2020 — 2023. [Электронный pecypc]: Olympiatoppen. — Режим доступа: https://www.o1ympiatoppen.no/om olympiatoppen/strategi/strategisk utvikliлgsp1an/media66194.media
  18. Lov om pengespill [Параграф 10 Закона об азартных играх]. [Электронный pecypc]: Lovdata. — Режим доступа: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1992-08-28-103
  19. Meld. St. 26 (2011-2012) Melding til Stortinget. Den norske idrettsmodellen, [Электронный pecypc]: Det Kongelige Kulturdepartement.