Особенности подготовки спортсменов в странах-конкурентах России на ОИ (Германия)

24 ноября 2021

В преддверии Олимпийских зимних игр-2022 в Китае, наш сайт ФГБУ «ЦСП» начинает знакомить Вас с особенностями систем олимпийской подготовки спортсменов в странах-конкурентах России. Сегодня коротко расскажем об организации подготовки спортсменов высокого класса в современной Германии (полный текст данного обзора Вы можете найти в издании «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм» под редакцией С.Н. Бубки, В.Н. Платонова, на страницах 110-132).
В настоящее время в Германии сформирована достаточно стройная организационно-управленческая модель подготовки спортсменов высокого класса, которая охватывает перспективных юных спортсменов с 13-14-летнего возраста и рассчитана на последующие 10-12 лет подготовки (рис 9.2, 9.3):

Государство берет на себя создание условий для функционирования всей системы. К приоритетным направлениям относятся финансирование национальных спортивных федераций, содержание олимпийских учебных центров, национальных учебных центров, федеральных баз, спортивных сооружений, развитие спортивной науки и подготовки спортивного резерва. На эти цели ежегодно выделяется более 200 млн евро. Финансовую помощь спортсменам уровней A, B и C осуществляет созданный в 1967 году Фонд помощи немецкому спорту, который с момента основания оказал поддержку 49 тыс. атлетам (свыше 400 млн евро), включая премии спортсменам за достижение высоких результатов на ОИ, ЧМ и других крупных турнирах. Еще одним направлением стимулирования немецких спортсменов является поддержка их в плане получения полноценного образования и определения карьеры после окончания занятий спортом.

В Германии строго разделены функции директора вида спорта и главного тренера национальной сборной. Функции директора связаны с развитием спорта в стране и в отраслевых объединениях федеральных земель, а функции тренера национальной сборной команды – исключительно с подготовкой спортсменов высокого класса к международным соревнованиям.
Четко разделены и функции тренерского состава. Главный тренер не занимается непосредственной подготовкой спортсменов, а ведает исключительно вопросами организации и контроля – это общее планирование подготовки, контроль за качеством работы тренеров и других специалистов, координация взаимоотношений между тренерами разного уровня, участие в соревнованиях, планирование и координация научного и медицинского обслуживания. Тренер сборной по спортивной дисциплине отвечает за планирование и реализацию индивидуальных планов подготовки спортсменов по конкретной дисциплине вида спорта. Также строго разделены функции между тренерами, работающими с ближайшим резервом, в элитных школах спорта (о которых еще напишем ниже), в детских спортивных школах земель. Во многих видах спорта стали выделяться еще и должности тренера по совершенствованию спортивной техники, тестированию и функциональной диагностике, что позволяет повысить качество подготовки спортсменов.

Система оплаты труда тренерского состава включает основную зарплату, стандартную для всех категорий тренеров (3000-3500 евро в месяц), надбавки к зарплате (для тренеров работающих с резервом, - до 500 евро, для тренеров сборной команды по спортивной дисциплине – до 1000 евро, для главного тренера – до 1500 евро), а также премии и оплату социальных услуг. Стимуляция труда главных тренеров сборных, тренеров команд по видам спорта, тренеров спортивных школ осуществляется исключительно надбавками к зарплате. Совокупный годовой доход главных тренеров колеблется в диапазоне 74-87 тыс. евро, тренеров по спортивной дисциплине – 66-79 тыс., а тренеров, работающих с резервом, - 57-71 тыс. евро.
Кадры, работающие в сфере спорта высших достижений в Германии, распределены на три основные группы: организационно-управленческий персонал; тренерский состав; технический персонал. Особое место в отношении всех категорий специалистов в спорте Германии занимают требования к образованию и повышению квалификации. В частности, для тренеров наличие специального образования и регулярной переподготовки в Академии тренеров (Кёльн) является необходимым условием для занятия штатных должностей в сборной команде, а также для получения лицензий, действующих в системе немецкого спорта. Академия тренеров является основным местом подготовки и повышения квалификации тренерского состава, где созданы необходимые условия для реализации современных образовательных программ.
Тренеры, рекомендованные ведущими спортивными федерациями, после освоения программы обучения (от 1,5 до 3 лет) получают государственную квалификацию и лицензию тренера высшего уровня – диплом Немецкой конфедерации олимпийских видов спорта.

В настоящее время в Германии функционируют 39 элитных школ спорта, в основе деятельности которых заложены: существование элитной школы спорта в виде интерната спортивного профиля; органичная взаимосвязь с образовательной программой; расположение в непосредственной близости от спортивной базы; обязательной соответствие спортивного профиля элитной школы спорта профилю спортивной базы.
В такие школы принимают лишь одаренных детей, прошедших начальную подготовку и спортивный отбор. После каждого этапа обучения – оценивается перспективность юных спортсменов и целесообразность их дальнейшего пребывания в элитной школе. Бесперспективных юных спортсменов отчисляют, и они вынуждены освободить место в интернате. В настоящее время в 39 элитных школах готовятся 11 200 спортсменов под руководством более 5 тыс. специалистов разного профиля, из которых около 500 высококвалифицированных тренеров. Подавляющее большинство немецких спортсменов (около 80%), достигших в последние годы успехов на мировой и олимпийской арене, являлись воспитанниками этих школ.

В настоящее время в Германии также функционируют 19 основных баз для подготовки спортсменов – членов национальных сборных команд. Базы расположены в крупных городах. Все они специализированы под различные виды спорта и имеют инфраструктуру, необходимую для полноценной подготовки спортсменов: оснащены соответствующим оборудованием, возможностью обеспечения полного спектра научных и медицинских услуг, условиями для реализации образовательных программ для спортсменов и тренеров, комфортного проживания и проведения свободного времени.

Одной из особенностей спорта высших достижений в современной Германии, принципиально отличающей её от спорта ГДР, является отсутствие какой-либо системы научно-обоснованного и организованного отбора перспективных детей в процессе начального обучения и тренировки на первом этапе многолетнего спортивного совершенствования. Если в системе физического воспитания в средних школах ГДР были предусмотрены массовые обследования школьников первых-третьих классов с целью выявления предрасположенности детей к занятиям спортом и отбора в тренировочные центры, - то после объединения Германии эта система была полностью разрушена, а процесс поиска талантов приобрел стихийный характер.
В современной Германии основными критериями отбора стали спортивные результаты в различных детско-юношеских соревнованиях, включая такие крупные, как «Федеральные игры молодежи», и «Молодежь готовится к Олимпийским играм», визуальный осмотр и субъективное мнение тренера и преподавателя физического воспитания.

Научная деятельность в спорте высших достижений Германии основывается на четырёх традиционных составляющих: фундаментальные исследования, прикладные исследования, научные разработки и подготовка кадров.
Проблематику спорта высших достижений в Германии в настоящее время разрабатывают более 60 научных учреждений. Наиболее крупным из них является Германский спортивный университет в Кёльне, реализующий научно-практические проекты в сотрудничестве с тренировочными центрами и национальными спортивными федерациями.
Внедрение науки в практику работы центров подготовки спортсменов осуществляет Немецкий научно-исследовательский центр спорта высших достижений, созданный на базе Немецкого спортивного института в Кёльне. Центр проводит консультации и обслуживание спортсменов, занимается повышением квалификации руководителей, тренеров, врачей. Приблизительно 120 специалистов по биохимии, биомеханике, ортопедии, спортивной медицине, спортивной тренировке и спортивной информатике осуществляют научное сопровождение подготовки около 200 спортсменов.
Главные обязанности по внедрению научных разработок в спорт высших достижений возложены на научных консультантов, которые входят в штат национальных команд и тесно сотрудничают с научными и учебными учреждениями страны.
(по материалам издания подготовленного по заказу Олимпийского комитета России «Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм /[Бубка С.Н., Булатова М.М., Есентаев Т.К. и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова].- М.: Спорт, 2019. – 480 с.)

Динамика неофициального общекомандного зачета Германии на зимних Олимпиадах с 1994-2018 гг.